Глубинные установки, дезадаптивные схемы, проблемные стратегии, а может это все лишь рестимуляция психотравмы?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-08-31 17:57

Психология

С 2013 начал искать подходы к негипнабельным клиентам, тогда обратился ко схема-терапии и думал, что выявив ошибочные стратегии, удастся решить главную задачку. Вышло куда интереснее и парадоксальнее. Когнитивная модель отлично работает, когда на старые "установки" нанизывается новое поведение, просто более адекватное. То есть травматические события остаются амнезированными, тем самым еще более приобретают власть на личностью.

Например реальная история, ребенок рос в семье с пьющим папой и благодаря частым стрессам, закрепилась мысль-правило "Я слабый, поэтому докажу всем, что лучше!". Короче мальчик никак не хотел мириться со сложившимся положением дел и решил развиваться: стал заниматься спортом, ушел в армию, оттуда в горячую точку, вернулся и с боевыми товарищами создали крупное предприятие. Что-то в психике мешало все сильнее и сильнее, появились совсем иррациональные страхи, ища выход, увлекся трансовыми техниками. В одном из сеансов попал в психотравму, вместо катарсиса и прощения, наоборот убедился в том, что шел верным путем, нужно лишь меньше сомневаться. Итог фобическая энергия пошла в дело, успешно строит бизнес в азиатском регионе. Изредка наведывается на чашку чая.

Обратный случай из рассказа знакомого, ну и с клиентом общался лично. Итак на приеме социофоб, который исколесил с родителями пол страны, отец-то военный, мать шизофреничка. В силу физической слабости вынужден учиться на отлично. Была мечта, по типу навязчивой мысль из детства "Я стану богатым, поэтому нужно больше учиться!". Трудился достойно фанатика, рано женился, семейного счастья нет и скорее не будет. Страхи давно переросли в фобии. Искал как вылечиться, нашел. Прошел курс гипнотерапии, где местный спец убрал подавленные эмоции. Да, "больной" стал спокойнее, простил всех и вся. Вместо "ошибочной" установки на фоне повышенной внушаемости после абреакции принял идею "Я нормальный!". Спустя пару лет превратился в середнячка, хотя зачем было выпускать пар?!

"Судьба играет человеком, а человек играет на трубе" вымолвил Остап Бендер. Вопросов много остается.

? "Практическое руководство по схема-терапии: методы работы с дисфунциональными режимами при личностных расстройствах" Арнуд Арнтц, Гитта Якоб

Под так называемыми ранними дезадаптивными схемами (РДС) в самом широком смысле понимаются ригидные представления о мире, которые оказывают влияние на когниции, эмоции, воспоминания, социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения. Считается, что РДС формируются в детстве. На протяжении жизни они могут проявляться с разной степенью интенсивности в зависимости от жизненных обстоятельств, ипдивидуальных механизмов совладения и паттернов межличностных отношений пациента, но часто могут и поддерживаться вышеперечисленными факторами. Активация существующей схемы порождает сильные негативные эмоции, такие как тревога, печаль и переживание одиночества. Дж. Янг и другие авторы (Young et al„ 2003) выделяют 18 схем, организованных в пять категорий. Определение указанных РДС основывается на клинических наблюдениях и соображениях, а не на эмпирических или научных разработках, хотя исследования подтверждают их существование.

Ранние дезядаптивные схемы (Young et al., 2003). Янг выделил 18 Ранних Дезадаптивных Схем, разделив их на группы, в зависимости от базовой неудовлетворенной потребности.

? Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство).

Если эта потребность постоянно не удовлетворяется в детстве, могут возникнуть следующие схемы: 1) Брошенность, 2) Недоверие/Жестокое обращение, 3) Эмоциональная депривация, 4) Дефективность, 5) Социальная изоляция.

? Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности.

Неудовлетворению этих потребностей соответствуют схемы: 6) Несостоятельности, 7) Уязвимости к ущербу, 8) Неразвитого Я, 9) Обреченности на неудачу.

? Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды.

Ей соответствуют схемы: 10) Подчинения, 11) Самопожертвования, 12) Поиска одобрения.

? Потребность в спонтанности и игре. Возникают схемы 13) Негативизма, 14) Подавления эмоций, 15) Наказания, 16) Жестких стандартов.

? Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.

Схемы: 17)грандиозности, 18)недостаточности самоконтроля.

Пример из практики: схема покинутости / нестабильности

Кэти, 25-летняя студента колледжа, проходит терапию по поводу панических атак и выраженных диссоциативных симптомов,

которые усиливаются, когда она, проведя выходные в доме отца, должна возвращаться в колледж. Она учится в другом городе, но почти каждую неделю, не считая праздников и каникул, приезжает к отцу. У нее очень близкие отношения с членами семьи, однако отношения с другими людьми отличаются крайней поверхностностью. Она редко чувствует близость с кем-либо, кроме родственников, и никогда не состояла в романтической, преданной связи. По ее словам, она не может представить себе, что она когда-либо вступит в по-настоящему близкие отношения. Попытки осмыслить, почему это так, выводят ее из душевного равновесия. Она разражается слезами, не в силах справиться с мыслями о том, что ни один человек не останется с ней надолго. Это горестное чувство связано с эпизодами из ее биографии. Биологическая мать Кэти умерла от тяжелой болезни, когда девочке было всего два года. Спустя еще два года отец женился вторично, и мачеха заменила ей умершую мать. Однако и она скоропостижно скончалась от инсульта в достаточно молодом возрасте, когда Кэти было 16 лет.


Источник: classicalhypnosis.ru

Комментарии: