Гипноз. Перепрограммирование подсознания

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Сознание, подсознание, бессознательное – в чем разница, научные теории, критика

Бессознательное

Бессознательный разум (синоним: бессознательное) – понятие, представляющее собой совокупность психических процессов, которые происходят автоматически и являются недоступными для самоанализа и самонаблюдения. Бессознательное включает в себя различные неосознаваемые компоненты психической деятельности: мыслительные процессы, воспоминания, интересы и побуждения личности.Несмотря на то, что эти процессы протекают, скрытые глубоко от их осознания, они, теоретически, способны оказать влияние на поведение индивидуума.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что явления, протекающие в сфере бессознательного разума, включают подавленные и вытесненные чувства человека, автоматические навыки, подсознательное восприятие происходящего, неосознаваемые и навязчивые мысли, привычки и автоматические реакции на события. Вполне вероятно, бессознательная сфера хранит в себе существующие у личности комплексы, скрытые навязчивые страхи, иррациональные желания.

Концепция о бессознательном разуме обрела популярность благодаря австрийскому неврологу, психиатру и психоаналитику, основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Согласно учению психоаналитической школы бессознательные процессы находят отражение непосредственно в сновидениях, также проявляются вслучайных высказываниях, отговорках, шутках индивидуума.

Таким образом, бессознательный разум можно рассматривать как источник сновидений человека и его автоматических мыслей – тех идей, которые возникают без какого-либо очевидного основания. Бессознательное – хранилище забытых и стертых воспоминаний личности, той информации из памяти, которая может быть доступна для сознания в более отдаленном времени. Бессознательный разум является местом локализации неявных знаний человека, которые помогают выполнять какие-либо функции, не задумываясь о том, что делается.

Утверждалось, что на область сознания человека оказывают колоссальное влияние и другие части психической сферы человека. При таком понимании к ним включались компоненты:

-бессознательность, как явления, принципиально недоступные для понимания человеком, -подсознательное – психологический конструкт, обозначающий то, лежит за порогом актуального сознания.

К психическим явлениям, относящимся к бессознательному, относят:

- неявные воспоминания человека;

- подсознательные сообщения;

-повседневный транс, подразумевающий обычную мечтательность и выполнение автоматических действий;

- гипнагогию – промежуточное состояние между явью и сном;

- гипноз – углубленный транс.

В то время сон, лунатизм, сновидения, бредовые рассуждения, представления, выводы и коматозные состояния выступают, скорее всего, симптомами, свидетельствующими о присутствии бессознательных процессов, чем такими процессами.

Некоторые критики до сих пор выдвигают сомнения в существовании бессознательного.

? Исторический обзор

Термин «бессознательное» был создан немецким философом 18-го века, выдающимся представителем идеализма Фридрихом Шеллином. В английском языке понятие «бессознательный разум» появилось благодаря поэту, критику и философу Самюэлю Тейлору Кольриджу. Единичные более ранние случаи употребления термина «бессознательное» (Unbewu?tseyn) можно встретить в работах немецкого врача, антрополога и философа-рационалиста 18-го века Эрнста Платнера.

Влияние на мышление, происходящее вне зависимости сознания человека, отражалось еще в древних идеях божественного вдохновения и преобладающей роли богов в формировании мотивов и действий личности. Идея о протекании бессознательных процессов в разуме была сформирована еще в древности,такая гипотеза изучалась в самых разных культурах. Бессознательные аспекты менталитета были упомянуты на отрезке от 2500 и 600 годов до н.э. в индуистских текстах, известных как Веды. Влияние бессознательного разума упомянуто в источниках, пропагандирующих аюрведическую медицину.

Первым, кто упомянул о бессознательном аспекте психической сферы, был швейцарский врач и естествоиспытатель Парацельс (труд VondenKrankheitensodieVernunfftBerauben 1567). Его клинические исследования, подвергшие критическому пересмотру идей существовавшей в то время медицины, стали фундаментом для создания убедительной системы современнойнаучной психологии.

Уильям Шекспир исследовал роль бессознательного разума на поведение человека, не называя его как таковой, что отражено во многих его пьесах. Помимо этого, многие западные философы, такие как: Артур Шопенгауэр, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц, Иоганн Готлиб Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше также поднимали в своих трудах бессознательные аспекты.

? Бессознательное в психологии

Психолог Жак Ван Риллер указывает, что «бессознательное» не было обнаружено непосредственно Фрейдом. В 1890 году, когда о психоанализе еще не было слышно, американский психолог и философ Уильям Джеймс в своем монументальном трактате по психологии The_Principles_of_Psychology («Принципы психологии») исследовал труды Шопенгауэра и иных выдающихся умов той эпохи и указал на то, что многие до Фрейда использовали термины «бессознательное» и «подсознательное». Доктор филологии Марк Альтшуллеруказывает, что «трудно или невозможно было найти психолога или психиатра девятнадцатого века, которые не признавали бессознательныепроцессы как не только реально существующие, но и придавали им наивысшее значение».

? Взгляды Фрейда

Зигмунд Фрейд и его последователи разработали концепцию о бессознательном. Этому аспекту отведена важная роль в школе психоанализа.Фрейд провел разделение психического аппарата на три составляющие: сознание (осознаваемые и контролируемые процессы), бессознательное (неосознаваемые процессы) и предсознательное (потенциально осознаваемая часть психики). Впоследствии Зигмунд Фрейд предложил иную структурную модель психики:

Ид («Оно») – инстинкты и влечения;

Эго («Я») – контролируемое поведение и сознательное мышление;

Суперэго («Сверх-Я») – самонаблюдение, моральная оценка, совесть.

Согласно идеям психоанализа бессознательное включает в себя умственные процессы, протекание которых индивидуум не осознает.

Фрейд предложил вертикальную иерархическую структуру человеческого разума, включающую: сознание, предсознание и бессознательный разум. Каждый из этих компонентов расположен под другим. Он считал, что наиболее значимые психические события происходят в области бессознательного разума. Он интерпретировал такие события как имеющие символическое значение.

В психоаналитических терминах бессознательное не подразумевает абсолютно все процессы, которые не осознаются. К бессознательной сфере относится то, что активно удаляется из сознательного мышления или то, что человеку не нравится сознательно принимать. Фрейд рассматривал бессознательное как хранилище социально неприемлемых идей, иррациональных влечений, скрытых желаний, травматических воспоминаний, болезненных эмоций, активно вытесненных из сознания. Однако содержание бессознательной сферы не обязательно должно нести исключительно отрицательный окрас. В психоаналитическом понимании бессознательное может быть распознано только при наступлении последствий от этих процессов, когда они выливаются в какой-то психопатологический симптом.

Содержание бессознательного разума не может быть доступно для обычного исследования. Однако данные из этого «хранилища» могут быть извлечены и в дальнейшем интерпретированы специальными психоаналитическими методами и приемами, такими как:

- медитация;

- свободные ассоциации;

- «толкование сновидений»;

- словесный анализ (метод, известный как фрейдистский промах).

Накопив материал из бессознательной сферы, психоаналитики, считая себя экспертами в толковании этих сообщений, проводят интерпретацию – толкование глубинных причин.

Фрейд обосновывал свое понимание бессознательного различными исследованиями и наблюдениями. Например, он считал, что оговорки человека относятся к проявлениям бессознательного разума, поскольку они часто обнажают истинное отношение человека к объекту. Фрейд заметил, что мечты и фантазии его пациентов нередко выражали важные чувства, существование которых они не осознавали.После таких наблюдений он пришел к выводу, что психоэмоциональные расстройства во многом обусловлены конфликтами между осознанным восприятием реальности и вытесненным в бессознательную сферу материалом.

Его психоаналитическая теория направлена на объяснение особенностей личности, существующей у человека мотивации, психических расстройств, сосредоточившись на бессознательных аспектах поведения человека.Фрейд также использовал свое понятие о бессознательном, чтобы объяснить некоторые виды невротического и психотического поведения.

? Взгляд Юнга

Теория бессознательного существенно трансформировалась благодаря другим психиатрам, среди которых Карл Юнг и Жак Лакан. Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, продолжил развивать психоаналитическое движение. Он выразил согласие с Фрейдом, что бессознательное является детерминантом личности. Но он предложил разделить бессознательное на два уровня: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное является хранилищем материала, который когда-то был расположен в сфере сознания, но был забыт или подавлен, что совпадает с понятиями Фрейда.

Коллективное бессознательное, в понимании Юнга, является самым глубоким уровнем психики, где содержаться накопленные унаследованные психические структуры – архетипические переживания. Архетипы – это не личные воспоминания человека, приобретенные в его жизни, а универсальнаябазовая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет,распознаваемая в опыте человека и являемая в образах и сновидений.Соответственно, коллективное бессознательное содержит материал, накопленный человечеством всех времен и культур. Каждый человек разделяет коллективное бессознательное со всеми живущими.

? Полемика

Понятие о том, что бессознательный разум существует вообще, оспаривается. Австрийский философ и психолог Франц Брентано отверг концепцию бессознательного в своей книге «PsychologievomempirischenStandpunkte» («Психология»), увидевшей свет в 1874 году. Именно он заложил предпосылки для последующего развития гештальтпсихологии.

Французский философ Жан-Поль Сартр также провел критику теории Фрейда о бессознательном. Его взгляды были основаны на убеждении, что человек всегда действует сознательно и самостоятельноопределяет собственные желания, являясь главным конструктором своей жизни.Сартр утверждает, что теория Фрейда внутренне испорчена. Однако профессор философии Йоркского университета Томас Болдуин уверяет, что все аргументы Сартра возникли от недопонимания идей Фрейда.

Немецкий психоаналитик Эрих Фромм утверждает, что термин «бессознательное»на самом деле является удобно составленной мистификацией, и не существует вообще такого понятия. Фромм стремился изменить акцент с физиологических мотивов поведения человека на социальные факторы, указывая, что «человеческая ненависть осознана, его тревоги и страхи – следствие культуры».

Американский философ Джон Сирл предложил жесткую критику теории Фрейда. По его мнению, что частные случаи психических состояний, описанных Фрейдом, лучше всего характеризовать как «подавленное сознание», тогда как идея существования более глубоких бессознательных психических состояний не является логичной. С его точки зрения, что само понятие «мыслей», которые возникают в привилегированном регионе человеческого разума, принципиально никогда не доступных сознательному осознанию, является бессвязным. Это не означает, что не существует «бессознательных» процессов, которые составляют основу большей части сознательной жизни. Скорее всего, Джон Сирл просто утверждает, что полагать о существовании чего-то, что походит на «мысль» во всех отношениях, за исключением того, о чем никто никогда не может знать и думать – нелогичная концепция. По убеждению этого автора, процессы, которые не имеют причинно-следственных связей с мышлением, целесообразно назвать бессознательными процессами мозга.

Дэвид Холмс тщательно проанализировал концепции Фрейда и пришел к выводу, что для подтверждения этой теории не предоставлено убедительных доказательств. Учитывая отсутствие веских аргументов для многих фрейдистских гипотез, некоторые научные исследователи предложили существование бессознательных механизмов, которые сильно отличаются от фрейдистских идей. Идет речь о «когнитивном бессознательном» (JohnKihlstrom), «адаптивном бессознательном» (TimothyWilson), «глухом бессознательном» (Loftus&Klinger). В современной когнитивной психологии многие исследователи пытались исключить понятие бессознательного разума, позаимствованного из фрейдистского наследия, и ввели в использование альтернативные термины. В терминах бессознательного цель сновидений, как утверждает Фрейд, состоит в том, чтобы исполнить репрессированные желания человека через процесс сновидения, поскольку они не могут быть выполнены в реальной жизни. Сновидение, по его мнению, представляет собой своеобразный код, в виде которого находят свое удовлетворение скрытые человеческие желания.

В ответ на теорию Фрейда о снах другие психологи создали противоположные гипотезы. Главачикагского исследовательского Центра расстройств сна Розалинд Картрат убеждена, что сновидения дают возможность человеку урегулировать эмоциональную жизнь и отфильтровывать отрицательные переживания. Она предположила, что сновидения дают людям возможность действовать и работать при существовании повседневных проблем без каких-либо негативных последствий. Согласно ее мнению существование преемственности между сознательной мыслью человека и идеями, которые существуют во сне, позволяет решить многие когнитивные проблемы. Поскольку сновидения не сдерживаются логикой, они позволяют активироваться творческому мышлению и дают шанс альтернативными способами решить личные проблемы.

В дополнение к этому, американский психиатр Аллан Хобсон в своей теории сновидений выдвинул гипотезу, согласно которой сны – просто побочные эффекты нейронной активности головного мозга, которые продуцируют бета волны во время сна REM.Настаивая на том, что в сновидениях не содержится никаких скрытых посланий и что они – результат электрохимических процессов в организме, избавленных от какого-либо тайного замысла, Хобсон лишил смысла фрейдистскую теорию сновидений. Согласно его современной теории «протосознания» сновидение – наиболее доступный представитель первичной примитивной стадии сознания, которая развивается раньше как в эволюционном, так и в онтологическом плане.


Источник: classicalhypnosis.ru

Комментарии: