«Как только вы переходите к тексту, начинаются дополнительные проблемы: нужно понимать значение морфологии — уметь интерпретировать приставки, суффиксы, окончания

МЕНЮ


Новости ИИ
Поиск

ТЕМЫ


Внедрение ИИНовости ИИРобототехника, БПЛАТрансгуманизмЛингвистика, обработка текстаБиология, теория эволюцииВиртулаьная и дополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информации

АРХИВ


Сентябрь 2017
Август 2017
Июль 2017
Июнь 2017
Май 2017
Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016
Ноябрь 2016
Октябрь 2016
Сентябрь 2016
Август 2016
Июль 2016
Июнь 2016
Май 2016
Апрель 2016
Март 2016
Февраль 2016
Январь 2016
0000

RSS


RSS новости
Ураган харви в США

Новостная лента форума ailab.ru

2017-07-14 09:50

Психология

ислексия — это неспособность к овладению чтением. Здесь «неспособность» подразумевает не абсолютные, а относительные трудности, то есть человеку, страдающему дислексией, научиться читать намного труднее, чем обычному ребенку. Наряду с дискалькулией и дисграфией дислексия — это врожденное, а не приобретенное расстройство развития. Дискалькулия — это неспособность к овладению математикой, дисграфия — неспособность к овладению письмом. Для приобретенных (например, в результате травм головного мозга) расстройств обычно используют приставку «а»: алексия, акалькулия, аграфия.

Дислексия проявляется в том, что человек, который, казалось бы, развивался нормально, в школе имеет проблемы с обучением. Ребенок медленно овладевает навыком чтения, читает с трудом и не любит этого делать. Родителям в таких случаях советуют отправить детей на занятия со специалистом, который может ему помочь в решении этой проблемы.

Причины дислексии и ее диагностика

Наследственные причины дислексии были указаны в конце XIX века, когда появились первые ее описания в литературе. Расстройство вызывается тем, что у развивающегося человека из-за генетических особенностей мозг формируется так, что его структура и функциональные особенности не позволяют легко и быстро овладеть чтением.

Неспособность к обучению при дислексии относительная, а не абсолютная. Нужно сравнивать то, с какой легкостью или с какой трудностью ребенок овладевает навыком письма, с другими параметрами развития. Допустим, у дошкольника типичный интеллект, слух, зрение и нет неврологических или психических расстройств. Но в школе он начинает отставать — у него большие сложности с овладением навыком чтения, и никто не ожидал, что ребенок столкнется с такими трудностями.


giphy.com

В этом случае дислексию нужно диагностировать и рассматривать как один из вариантов расстройства развития. Трудности могут носить разный специфический характер ? в зависимости от культуры, в которой растет ребенок, и от языка, на котором он учится читать.

Дислексия в разных языках

В своих исследованиях я рассматриваю дислексию как определенный вид неспособности обучения чтению, связанный с чтением отдельно взятого слова, — это процесс декодирования. Иными словами, декодирование — это то, как быстро человек может прочитать слово без ошибок. Эта характеристика дислексии особенно важна для «непрозрачных» языков, например для английского. В таких языках нет прямого, «прозрачного» соответствия фонем и графем.

Чтобы правильно и без акцента говорить на родном языке, нужно уметь слышать и манипулировать фонемами, часто называемыми неделимыми звуковыми носителями языка (все слова разговорного языка собираются из фонем). Чтобы ребенок научился читать, у него должно быть сформировано репрезентативное пространство родного языка, которое описывается в фонемах. При обучении чтению эти фонемы нужно научиться картировать, то есть переводить, в графемы — визуальные носители языка. Азбучные языки, примером которых является русский, отличаются друг от друга в зависимости от того, с какой точностью и однозначностью фонемы картируются в графемы или наоборот.

При картировании графем в фонемы вы декодируете (озвучивая или нет) слово. При картировании фонем в графемы вы занимаетесь правописанием. В русском языке достаточно просто читать — картировать графемы в фонемы. Мало слов, из-за которых возникают сложности с кодированием, — в этом случае нужно знать произношение слова. Например, «солнце» ? при чтении буква «л» не читается, но если вы все-таки прочтете «соЛнце», то никто не посчитает это ошибкой. То есть в русском языке, как только ты овладел азбукой, то есть принципом кодирования, ошибок при чтении практически не бывает, в отличие от английского, где много слов читаются совершенно не так, как пишутся. Ситуация с правописанием в русском совсем другая: кодирование фонем в графемы является задачей совсем непростой.

Дислексия в России и США

В России мало специалистов, которые могут поставить диагноз «дислексия», потому что в стране используется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и в ней нет такого диагноза. Там есть диагноз специфического расстройства чтения F81.0, но эти расстройства не дифференцируются на неспособности на уровне слова и неспособности на уровне связного текста.

В пятой редакции американского «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-V) употребляется термин «дислексия», на основании этого лицензированный специалист — педиатр, психолог, психиатр, невролог — может поставить соответствующий диагноз. При этом дислексия определяется как «трудности с обучением, характеризующиеся проблемами с точным или беглым распознаванием слов, плохим декодированием и плохими способностями к правописанию» — «a pattern of learning difficulties characterized by problems with accurate or fluent word recognition, poor decoding, and poor spelling abilities (p.67, DSM-5)».

Диагноз ставится на основе клинического наблюдения и психологического тестирования, которое выявляет проблему. Специалисты используют тесты интеллекта, проверяют фонетические навыки человека, навыки, связанные с развитием родного языка и речи, и навыки, связанные с элементами когнитивных процессов, например памяти. На основе большого количества тестов пишется развернутое заключение, и на основе этого ставится диагноз.

Изучение дислексии

Впервые это расстройство развития было зафиксировано в немецкоязычной литературе в конце XIX века. В ней описывались случаи, когда у детей, которые посещают обычные школы и растут в достаточно состоятельных семьях, есть проблемы с обучением. Расстройство обозначили как неврологическое, и сразу были описаны его семейные формы.

В этих ранних работах дислексию называли по-разному, в том числе врожденной словесной слепотой. В начале XX века американский ученый Самюэль Ортон ввел в своих работах понятие «дислексия». Ортон также провел первые популяционные исследования в штате Айова (США), чтобы установить частоту встречаемости этого расстройства — до него ученые описывали единичные случаи.


Самюэль Ортон // providentcharterschool.org

Проблемы с чтением и пониманием

Изучение дислексии в России корнями уходит в советскую психологию. Лев Выготский — русский психолог, работавший с российскими лингвистами, — сам не занимался дислексией, но этой проблемы касались его ученики. Роза Левина, работавшая в Институте дефектологии у Выготского, в своей диссертации употребляла слово «дислексия» и совершенно однозначно говорила, что это расстройство, которое возникает в результате несформированности фонетического представления родного языка. Ее способ с дислексией был превентивным и заключался в создании системы логопедии на государственном уровне.

Логопеды нагружали дополнительными заданиями детей с проблемами формирования фонематических репрезентаций (эти проблемы можно обнаружить у ребенка до того, как он столкнется с задачей овладения навыком чтения). Такая ранняя логопедическая поддержка была направлена на то, чтобы выправить фонетические репрезентации родного языка. Как только это случалось и человек осваивал задачу картирования, чтение сразу же становилось не настолько страшной задачей. Ребенок начинал узнавать соответствие звуков и букв, озвучивать и декодировать слова. От этого ребенок не становился первым (самым аккуратным и быстрым) чтецом, но научался взаимодействовать с текстом.

Мы говорим о дислексии, то есть проблеме чтения на уровне единичных слов, и это принципиально, потому что, как только вы переходите к тексту, нужно понимать его содержание: читаем мы не для того, чтобы просто декодировать, а для понимания написанного.

Как только вы переходите к тексту, начинаются дополнительные проблемы: нужно понимать значение морфологии — уметь интерпретировать приставки, суффиксы, окончания. Кроме того, нужно обладать навыками критического мышления, чтобы уметь выяснить, о чем текст, понять, кто в нем главные герои, что является объектом и предметом. И это не дислексия, а это нарушение понимания прочитанного, другой тип неспособности к обучению чтению. Конечно, они взаимосвязаны, но дислексия — это сложности на уровне единичного слова, которые приводят к проблемам с пониманием. Но сложности с пониманием встречаются и при отсутствии дислексии. То есть можно прекрасно декодировать и при этом иметь сложности с пониманием прочитанного.

На дополнительную диагностику человека нужно отправлять, как только у него возникают сложности с пониманием прочитанного или с декодированием одиночных слов. Часто на это не обращают внимания в массовой школе: измеряют только скорость чтения, а понимание фиксируют редко. Поэтому возникает ситуация, когда третьеклассник не успевает ни по чтению, ни по математике, потому что просто не может понять задание.


giphy.com

В каком возрасте проявляется дислексия

Дислексия не может возникнуть внезапно, у нее должны быть однозначные признаки в раннем развитии. Если у человека все было нормально, а проблемы возникли после травмы головного мозга, то это алексия — приобретенное, а не врожденное расстройство. Если человеку всегда было сложно читать, он не знал почему, то, скорее всего, дислексия просто не была диагностирована.

Дислексия — это состояние, которое продолжается всю жизнь. Как любое расстройство развития, оно неизлечимо, но можно уменьшить его интенсивность, успешно реабилитировать. Если не начать заниматься дислексией в раннем возрасте, то в будущем это ухудшит жизнь человека. Дислексия имеет высокий показатель сопряженности с другими расстройствами, например с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проблемы с чтением могут неблагоприятно влиять на психическое состояние во взрослом возрасте. Люди с дислексией, которыми не занимались в детстве, часто во взрослом возрасте страдают депрессией и расстройствами тревожности.

Реабилитация дислексии

Дислексия, во-первых, несмертельна, а во-вторых, реабилитируема. И если ранняя среда построена правильно, если обучение чтению построено так, что сначала формируется устоявшаяся языковая репрезентация, а потом эту репрезентацию переводят в язык графем, если семья уделяет этому большое внимание, то дислексия, несмотря на особенности структуры мозга, может не возникнуть или возникнуть, но не нарушить гармоничности развития, не стать проблемой.

Обычно люди с дислексией, которые знают о своих сложностях и понимают свои переживания, делают все, чтобы не допустить подобных сложностей у своих детей. В мире существует достаточно много исследований, где детей родителей с дислексией наблюдали на протяжении раннего развития. Исследования показывают, что большое количество детей очень успешно реабилитируется, если уделять этому внимание до того, как ребенок начнет отставать в школе.

Основной принцип реабилитации — правильное обучение чтению. Особенно в алфавитных языках оно должно быть основано на фонетико-фонематическом принципе — прямое поэтапное обучение с букварем. При обучении погружением в родной язык дислексики очень быстро теряются и начинают отставать, потому что они не могут сами построить фонетико-графемные системы, в отличие от типично развивающегося ребенка. Им в этом надо помогать систематически.

Обычный ребенок долго учится тому, что «о» соответствуют несколько фонем в русском языке — «а», «о» — в зависимости от контекста. А ребенку с дислексией такое картирование дастся очень сложно. Именно поэтому раннее обучение навыкам чтения с помощью погружения в родной язык совершенно противопоказано.


Занятие по программе Orton-Gillingham // IMSE Mission Statement, vimeo.com

Для проблемы, диагностированной в более позднем возрасте, есть достаточно большое количество методов реабилитации, ими на Западе занимается много компаний. Все они связаны с тем, что нужно идти к фонематическим корням, их выстраивать, создавать их репрезентацию, где представлены как фонемы, так и графемы. Таких способов несколько, но доминирует принцип Самюэля Ортона и его последователей — подход Orton-Gillingham. Есть программы, которые работают со словарным запасом (Just Words) или беглостью чтения (RAVE-O). Тип программы подбирается в зависимости от особенностей дефицита у ребенка, его возраста и запущенности проблемы.


Источник: postnauka.ru