Как компьютерные игры влияют на развитие речи

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-07-06 13:01

Психология

Несколько дней назад я увидела в поезде мальчика трех лет, в течение четырех часов игравшего в компьютерные игры на планшете. Мама предложила, было, ему почитать книжку, но ребенок отвернулся от нее и мама быстро ее убрала. Раскраски ждала та же судьба. Тогда мама предложила ребенку планшет с многочисленными компьютерными играми. С этого момента ребенок с планшетом не расставался.

Родители его кормили, пока он играл, одевали-раздевали, меняли памперсы (!). Если ребенок оказывался в неудобно положении, папа заботливо держал планшет у него перед носом, пока мама производила с ним разнообразные манипуляции.

Видно, что ребенок не умственно отсталый — он справлялся с весьма сложными играми. Периодически он окидывал осмысленным взглядом находящихся в вагоне. Это был взгляд вполне неглупого ребенка. Только вот речь у него крайне плохо развита. Он мычал, произносил множество разнообразных звуков, но в слова они не складывались.

Тем не менее, очевидно, что речевой аппарат у него способен функционировать. Он также понимал, что говорят ему родители, так что с обращенной речью у него тоже все было в порядке. Да, возможно нарушения развития речи у него имеют и органический характер. То есть присутствуют, например, некоторые тонкие нарушения функционирования зон мозга, ответственных за речь. Такие нарушения, кстати, не являются приговором. Если родители предпринимают соответствующие усилия, то при условии сохранного интеллекта проблема может в большой степени разрешиться.

Но я хочу рассказать другом важном факторе, имеющем огромное влияние на развитие речи детей.

Дело в том, что речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи - коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, он связывает слова родителей со своими действиями. Далее ребенок сам хочет как-то воздействовать на родителей, сообщить им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь.

Активность при этом тоже должна быть специфической — она должна быть в большой степени коммуникативной. Коммуникативная деятельность ребенка очень сильно зависит от родителей. От того, какое они придают ей значение, от того, разговаривают ли они с ребенком, оставляют ли они ему пространство для коммуникативной активности. Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители все еще продолжают относиться к нему как к младенцу, стараются угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению у него снижается. Зачем ему вообще говорить, если и так хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивным, само взаимодействие — пассивным.

Еще более снижают мотивацию безмолвные компьютерные игрушки. Если телевизор хоть как-то стимулирует речь (картинки в телевизоре постоянно сопровождаются эмоционально нагруженной речью), то в планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают довербальный уровень активности и фиксируют ребенка на нем. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребенок начинает предпочитать его всем остальным способам функционирования. Для перехода на более высокий и сложный уровень психического функционирования нужен серьезный комплекс усилий. Родители наблюдаемого мною ребенка, как мы видим, условий для проявления этих усилий не предоставили.

На сниженную мотивацию накладывается очень скудное речевое взаимодействие с ребенком. Родители улыбались ребенку, обнимали-целовали, кормили, одевали его, но очень мало говорили с ним. Мама периодически спрашивала чадо: « Малыш, хочешь апельсинчик? Хочешь..?» Мальчик никак не реагировал. Ни жестами, ни взглядом. Мама, не дожидаясь ответа и вообще хоть какой-либо реакции, совала в рот «малышу» дольки апельсина. Ни разу за все время поездки я не видела и намека на диалог. В общем, практически все общение с ребенком сводилось к обеспечению физического комфорта. В этом случае речь у ребенка будет развиваться плохо, даже если мозг у него в полном порядке. Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями.

Первый, второй и третий год жизни ребенка — это так называемый сензитивный для развития речи период. Иными словами, это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. К 5-6 годам сензитивный период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится.

В перерывах между этими манипуляциями родители и сами включали свои планшеты и подолгу сидели, уткнувшись в них. А что, это удобно - ребенок не плачет, не отвлекает, не мешает и самим трудиться не надо. Можно погрузиться в мир ярких, но пустых и примитивных грез.

Когда я в первый раз увидела вот такую семью отвернувшихся друг от друга безмолвных людей, тогда поняла, что планшет — изобретение пострашней телевизора.


Источник: tachkasmedom.livejournal.com

Комментарии: