Самоактуализация Абрахама Маслоу

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-06-03 18:05

Психология

Литература (психология, философия)

Начало прошлого века для психологии было ознаменовано развитием в рамках двух важнейших направлений: бихевиоризм и психоанализ. Психоаналитиков интересовали патологии, девиации, неврозы, психозы, обсессии и прочие – как называл их Маслоу, дефицитарные проявления психики. Бихеовиористы концентрировались, как уже понятно из этимологии слова, на поведенческих аспектах психологии. Гуманистическая же психологическая традиция находилась в зачаточном, донаучном состоянии. Неудивительно, что такие культурные феномены как добродетель, честность, искренность, созидательность, в общем все, что можно назвать проявлением истинного гуманизма, либо считались результатом борьбы двух структур психики – психоанализ, либо отрицались на корню – бихеовиоризм.

Не была еще сформирована универсальная психологическая этика и страшные антигуманные эксперименты были главным методом прикладного исследования и основной «достоверного» теоретического знания о психических процессах. Само собой разумеется, что в такой академической среде вряд ли представлялось возможным начать скрупулезное и тем более научно ориентированное изучение совершенно противоположных проявлений человеческой психики.

Видимо, поэтому исследование бытийных феноменов Абрахама Маслоу началось с попыток молодого интеллектуала понять своих учителей: Рут Бенедикт и Макса Вертгеймера. Сразу стоит оговориться, что это не было научное исследование в строгом смысле слова, Маслоу просто наблюдал за своими наставниками и делал записи:

«По обычным стандартам строго контролируемого лабораторного исследования моя работа не была исследованием вообще. Я делал свои обобщения на основе выбранного мной самим определенного типа людей».

Продолжительное наблюдение за Бенедикт и Вертгеймером привело психолога к мысли, что он имеет дело не с двумя уникальными индивидуумами, а с определенным типом людей. Неожиданное откровение оказалось отличным стимулом и Маслоу стал искать схожие типические черты у других людей. ()

Рут Бенедикт: vk.com/wall-52526415_19633

Абрахам Маслоу

Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу ? теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Основные труды

1. «Мотивация и личность»

Через много лет после первого выхода в свет книга «Мотивация и личность» по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие своего значения для современной психологии. Данное третье издание представляет собой переработку классического текста коллективом авторов, с сохранением оригинального стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему большую ясность и структурированность, сделав его, таким образом, пригодным для использования в учебных курсах по психологии. В третье издание вошли также развернутая биография Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излагают практические и теоретические аспекты системы взглядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиография трудов Маслоу.

2. «По направлению к психологии бытия»

В своей книге «По направлению к психологии бытия» Маслоу продолжает начатую работу по созданию основ для «формирования единой психологии и философии, включающей в себя как глубины, так и высоты человеческой природы». Это попытка соединить «психологию развития и роста» с психопатологией, психоаналитической динамикой и движением к целостности.

3. «Дальние пределы человеческой психики»

Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогового труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и высшими (растущими) потребностями. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей и теорией психологии, науками о человеке.

Макс Вертгеймер. Гештальтпсихология

Макс Вертгеймер — выдающийся немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии. Провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения и положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое «короткое замыкание». С 20–х гг. приступил при помощи метода «рассуждения вслух» (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», парапсихологией. Известны его разработки «детектора лжи».

Гештальт-психология — школа психологии начала XX века. Обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Келеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Продуктивное мышление

Вертгеймер представляет продуктивное мышление, направленное на решение задач, следующим образом. Имеется начальная и конечная ситуация. Далее возможны два варианта — начальная ситуация по сравнению с конечной: а) имеет структурные нарушения или пробелы (структурную незавершенность), либо б) «слишком сложна или беспорядочна, либо обладает простой, но основанной на внешних признаках структурой». Структурные особенности начальной ситуации определяют действия по ее переструктурированию (создают «векторы… направленные к улучшению ситуации»). Конечная ситуация — «это такое состояние, которое как хорошая структура поддерживается внутренними силами, в котором существует гармония взаимных требований и в котором части определяются структурой целого, а целое — структурой частей».

Единственное относительно полное изложение теории Вертгеймера — книга «Продуктивное мышление», которая была выпущена им за несколько недель до смерти в 1943 году, после приблизительно двадцати лет подготовки к печати.

4. «Продуктивное мышление»

Книга известного немецкого психолога, одного из основателей гештальтпсихологии, посвящена исследованию процессов мышления в проблемных ситуациях, требующих творческого решения. Автор излагает собственную концепцию развития продуктивного творческого мышления посредством активного поиска способов целостного видения задачи. Автор широко иллюстрирует принципы своего метода, анализируя ряд известных научных открытий. Рекомендуется психологам, философам, педагогам, историкам науки, а также студентам гуманитарных и технических вузов.

Материал подготовлен, составлен и написан сообщество

Комментарии: