Лекции от исследователей, специализирующихся в нейробиологии, физиологии и других науках

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2017-06-08 22:00

Семинары

Короткие (в пределах получаса) лекции от исследователей, специализирующихся в нейробиологии, физиологии и других науках, которые открывают людям людей.

Одних учёных интригует и волнует ограниченность наших ощущений, другие задумываются о том, что заставляет людей совершать альтруистические и эгоистические поступки, третьи стремятся объяснить процессы, происходящие в ЦНС во время сна и пробуждения. Всё это касается каждого, кому повезло (или не повезло, зависит от точки зрения) родиться человеком. Рекомендуем пять коротких видео о нашей природе, рассмотренной через призму разных наук.

1. Можно ли создать новое чувство?

В одном из эпизодов мультсериала «Футурама» над головами героев появилась радуга с принципиально новым, ещё не виданным цветом. Ирония ситуации в том, что эпизод был чёрно-белым. Люди воспринимают меньше одной десятитриллионной всех световых волн. И ведь пока что речь только о зрении! Между тем, сквозь наши тела проходит множество сигналов, которые мы не ощущаем.

Нейробиолог Дэвид Иглмен задаётся вопросом — а можно ли создать принципиально новый тип чувств, который давал бы информацию об окружающей реальности каким-то новым способом, который пока что мы не можем вообразить? Сожалея о том, что наше ощущение реальности ограничено биологией, он рассуждает о том, как можно подтолкнуть человеческие возможности с помощью современных технологий.

Лекция доступна с русскими субтитрами, на сайте TED (https://vk.cc/6E6ez5) есть расшифровка.

2. Ложь вчера и сегодня

А вот ещё одна кинематографическая ассоциация — серия «Чёрного зеркала», рассказывающая о будущем, в котором большинство людей интегрируют в свои тела чипы, позволяющие записывать и по желанию воспроизводить воспоминания. Молодая пара расстаётся после того, как мужчина узнаёт об измене, а возможность «прокручивать» воспоминания причиняет всем участникам истории дополнительную боль.

Может показаться, что это всего лишь фантастика, однако информационные технологии уже создают новые типы отношений, новые фобии и неврозы, а также новые разновидности обмана.

В лёгкой лекции Джеффа Хэнкока приводятся данные исследований о том, как люди лгут в интернете, будь то сообщение «я уже в метро» или более существенная ложь. Так стали ли мы более лживыми, или же интернет, напротив, способствует прозрачности?

Лекция доступна с русскими субтитрами, на сайте TED (https://vk.cc/6JYuVF) есть расшифровка.

3. В сторону Другого: кое-что о направлении взгляда

Лекция Марии Фаликман посвящена проблеме совместного внимания. Казалось бы, это несложная способность — смотреть в ту же сторону, что и другой. Однако за ней стоит множество важных механизмов. Недаром мы склонны непроизвольно переводить взгляд туда, куда смотрит другой человек.

Дети учатся этому умению довольно быстро. Предполагается, что эта способность влияет на эмоциональный интеллект и речевое развитие детей. Недаром проблемой совместного внимания интересовался ещё Лев Семенович Выготский. Сегодня исследования этой проблемы помогают не только лучше понимать, как именно устроено наше восприятие, но и учить роботов быть более человечными.

4. Центры сна и бодрствования

Почему мы просыпаемся от звука будильника? Понятно, что происходит это из-за того, что он громкий. Однако почему сенсорный сигнал, будь то звук или яркий свет, выводит человека из сонного состояния? Как использовать знания об устройстве центральной нервной системы для лучшей релаксации?

Об этом в лекции, посвящённой центрам сна и бодрствования, рассказывает физиолог Вячеслав Дубынин. Как всегда у «Постнауки» на сайте можно найти расшифровку видеовыступления.

Также в контексте взаимодействия «разума и чувств» рекомендуем ещё одну свежую лекцию Вячеслав Дубынина, в которой речь идёт о мозговых центрах потребностей и эмоций.

5. Природа лучшего и худшего в человеке

Как люди умудряются сочетать в себе возвышенные стремления и гнусность, альтруизм и жестокость? Прежде на эти темы рассуждали богословы, а сегодня Роберт Сапольски рассказывает о нейробиологии и эндокринологии добра и зла. Чтобы понять, почему мы делаем то, что делаем, он анализирует лучшие и худшие модели поведения людей.

Лекция доступна на английском языке, с английскими субтитрами. Если вы читаете на английском, советуем обратиться к книге Роберта Сапольски, (https://vk.cc/6JYwdl) посвящённой этой же проблематике.


Источник: vk.com

Комментарии: