Автопилот будущего: обойдёмся без жертв?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


По прогнозам специалистов к 2020 году на дорогах общего пользования появится около 10 миллионов беспилотных автомобилей, движение которых будет осуществляться полностью в автономном режиме. Всё больше компаний и автопроизводителей заявляют о разработке собственных направлений  беспилотного управления, а такие гиганты как Google и Uber уже сейчас используют такие автомобили, правда, с небольшой оговоркой: в салоне всё ещё должен находиться оператор для подстраховки на случай возникновения нештатной ситуации при движении.

Внедрение беспилотных систем управлением автомобилем помимо сугубо технических проблем открыло еще одну, не менее актуальную — морально-этическую. Суть данной проблемы заключается в следующем: как именно должен себя вести беспилотный автомобиль в ситуации ДТП и кто несет ответственность за последствия аварии? Водитель, производитель или разработчик программного обеспечения? Кем в первую очередь должен жертвовать программный алгоритм поведения на дороге, пассажиром беспилотного автомобиля или другим участником движения?


Эти вопросы стали причиной бурных дискуссий в научных кругах. В частности, профессор Карлтонского университета (Оттава, Канада) Джейсон Миллар, участвующий в исследовательском  проекте Стэнфордского университета под названием «Этическое программирование беспилотных машин» так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Мы регулярно устраиваем мозговой штурм. Придумываем всевозможные ситуации на дороге. Я, бывает, могу придумать и по 100 ситуаций за час. Это удивительно, сколько там мелочей, с которыми придется столкнуться производителям машин. Например, едет машина по дороге, перед ней грузовик. Внезапно из грузовика высыпались коробки, в правой полосе едет мотоциклист со шлемом, а в левой полосе едет мотоциклист без шлема. Если машина поедет прямо, она врежется в коробки. Если направо и заденет мотоциклиста со шлемом, то у него больше шансов остаться в живых, чем если она поедет налево и собьет мотоциклиста без шлема. Но если программировать машины сбить мотоциклиста со шлемом, не будет ли это продвигать безответственное поведение мотоциклистов на дороге? …или еще вопрос — выбегает ребенок на дорогу. Вы хотите объехать ребенка, но по встречной полосе мчится грузовик. Если вы спасете ребенка, то въедете в грузовик и если не умрете, то уж точно сильно пострадаете. То есть вы спасете ребенка ценой собственной жизни. И если говорить начистоту, вообще-то этот ребенок не должен был играть на дороге. Поэтому по закону вы совсем не обязаны объезжать этого ребенка. Но одно дело — закон, а другое — возможная внутренняя необходимость пожертвовать собой ради ребенка. И это поднимает интересные вопросы. Как вообще должны выстраиваться теперь отношения всех участников движения: и пассажиров, и пешеходов. Нужно ли программировать машины так, чтобы они в первую очередь думали о жизни пассажиров или пешеходов? Или, может, запрограммировать ее так, чтобы они распределяли травмы на всех: например, ребенок выбежал на дорогу, и вы резко тормозите, и ребенка все-таки сбиваете, но не на смерть, только ноги ему переломаете. Зато все живы. Это ужасно — представлять все эти ситуации, но они требуют какого-то решения…»


Автопроизводители, в свою очередь, также пытаются найти выход сложившейся моральной дилеммы: руководитель разработки систем вождения компании Mercedes Benz Кристоф фон Хьюго заявил, что беспилотники этой марки будут жертвовать пешеходами.  По словам руководства компании, такое решение связано с невозможностью разработки  универсального алгоритма поведения искусственного интеллекта при ДТП, поскольку аварийные ситуации весьма хаотичны, а двусмысленность в этом вопросе чревата непредсказуемыми последствиями.  Жёсткий, но, в то же время, однозначный ответ.

Очевидно, что все проблемные моменты, связанные с массовым использованием автономных систем управления автомобилем не будут решены в ближайшее время, поскольку требуют наличия сложных и тщательно проработанных моделей поведения для искусственного интеллекта, учитывающих огромное количество «переменных», возникающих во время движения транспортного средства. Учитывая тот факт, что каждое дорожно-транспортное происшествие является уникальным событием, формировать такую базу данных придется довольно длительное время и ценой многих человеческих жизней.  Здесь требуется простое и эффективное решение, которое, кстати, существует уже давно.


Речь идёт о струнной транспортной системе инженера Анатолия Юницкого, в которой актуальные сегодня проблемы автоматизации движения решены на фундаментальном уровне. Благодаря переносу транспортных коммуникаций на второй уровень (над поверхностью земли) в этой системе исключена возможность столкновения с другими участниками дорожного движения, за счёт чего достигается беспрецедентный уровень безопасности. Кроме того, в таком варианте организации транспортного сообщения системы автономного управления контролируют минимальное количество данных (посадку-высадку пассажиров и безопасный интервал между транспортными средствами), что позволяет создавать простые и надежные алгоритмы поведения для ИИ. 

Пока автопроизводители продолжают изобретать велосипед и идти на уступки с собственной совестью, выбирая между жизнью пешехода или пассажира, Анатолий Юницкий уже сейчас создаёт новую транспортную реальность, в которой нет места подобным моральным мукам.  А есть только движение из точки А в точку B. Безопасное, быстрое и комфортное.  

Источник фото:3dnews.ru


Источник: rsw-systems.com

Комментарии: