Преподаватель биологии и методист Центра онлайн-обучения «Фоксфорд» Алина Корбут вступает в спор со сторонниками сотворения мира богом и объясняет, почему нельзя наряду (и вместо) с теорией Дарвина в

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Преподаватель биологии и методист Центра онлайн-обучения «Фоксфорд» Алина Корбут вступает в спор со сторонниками сотворения мира богом и объясняет, почему нельзя наряду (и вместо) с теорией Дарвина в школах рассказывать о религиозных концепциях сотворения человека.

В последнее время очень любят ругать Дарвина — он, мол, недоучка, его вклад в науку незначителен, а теория отвергнута многими современными учеными. Дарвин действительно был из тех людей, которые не могут серьезно заниматься тем, что им неинтересно. Поэтому и не преуспел в изучении классических языков и медицины. Однако Дарвин был выдающимся натуралистом и разносторонне одаренным человеком.

Конечно же, современная теория эволюции очень сильно отличается от его воззрений. Но это совершенно не значит, что ученые сегодня готовы отказаться от эволюционных взглядов. Многие считают, что если какие-то взгляды Дарвина подвергаются критике, то это автоматически означает, что никакой эволюции не существует, а единственная альтернатива — объяснить происхождение видов волей бога.

До XIX века большинство ученых были религиозными людьми. Появление разнообразных форм жизни на Земле они объясняли вмешательством Творца — ничем другим они пока не могли его объяснить. Такие взгляды носят название креационизм (от лат. creatio — творение).

Самым жестоким ударом по концепции творения было открытие ископаемых растений и животных — оно недвусмысленно указывало на то, что раньше существовали виды, которых не существует теперь. Делались попытки примирить эти новые данные с религиозными взглядами: натуралисты предполагали, что ископаемые животные могли погибнуть во время катаклизма вроде библейского потопа, а затем бог сотворил живую природу заново (или даже творил ее неоднократно). Но дальнейшее развитие геологии и палеонтологии привело к тому, что эти идеи были отвергнуты. Стало очевидно, что виды организмов появлялись и исчезали на протяжении практически всей истории Земли и что возраст Земли значительно больше библейских шести тысяч лет.

Отказ от опоры на Библию и попытки объяснить многообразие живой природы с точки зрения науки привели к возникновению эволюционных учений: теории Ламарка, а затем и теории Дарвина.

Чем же ученых не устраивал креационизм, то есть вера в то, что организмы сотворены богом? Дело в том, что такое предположение в принципе не является научной гипотезой, поскольку его нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Если в древности и в Средние века теории доказывали логически, в ходе споров и обсуждений, то в современных естественных науках решающую роль играют наблюдение и эксперимент. Еще более важно то, что научная гипотеза должна быть принципиально опровержима, то есть должна быть возможность поставить такой эксперимент, результаты которого не согласуются с этой гипотезой.

Вера во вмешательство бога вообще освобождает нас от необходимости что-то доказывать и объяснять. Если мы объясняем существование разнообразных форм жизни волей бога, то что мешает нам объяснить ей же то, что стакан падает вниз, а не вверх, или то, что планеты движутся по эллиптическим орбитам? Почему в биологии прибегнуть к объяснению волей бога можно, а в случае физики — нельзя? Нет такой причины, ведь границы между науками условны, а природа едина.

Современная биология не рассматривает живую природу как некий музей причудливых форм, а пытается объяснить, как эти формы возникли и как они меняются с течением времени. Именно поэтому теория эволюции — это объединяющая идея, которая является фундаментом всей современной биологии и наполняет смыслом все ее отрасли — от ботаники до микробиологии, от экологии до генетики. Каждый день выходят тысячи статей по биологии, и независимо от темы в большинстве из них рассматривается тот или иной эволюционный аспект изучаемых явлений. Отказ от теории эволюции для современной биологии значил бы, наверное, примерно то же самое, что отказ от атомной теории строения вещества в физике.

Расхожим заблуждением является то, что теория эволюции не проверяема, так как эволюция идет слишком медленно, и ее нельзя наблюдать. Выходит, будто бы в эволюцию тоже можно лишь верить или не верить, как и в то, что мир был сотворен богом. Но эволюционные наблюдения и эксперименты проводятся уже многие десятилетия, и сейчас данных о наблюдаемой эволюции накоплено великое множество.

Например, во многие учебники вошли опыты Беляева по одомашниванию чернобурых лисиц, которые в результате эксперимента стали напоминать собак: хвост калачиком, повисшие уши, характер стал добрым, и шерсть уже была не лисья. На весь мир знамениты эксперименты Ричарда Ленски, который вот уже более 25 лет изучает эволюцию кишечной палочки в искусственных условиях. Этот поразительный эксперимент рассказал нам очень много о закономерностях эволюции, и он продолжается.

Существует множество доказательств эволюции: ископаемые останки вымерших организмов, особенности развития, детали строения клеток, биохимические характеристики у разных видов. Но, пожалуй, наиболее важно то, что сегодня мы можем читать ДНК разных организмов и сравнивать их генетические тексты между собой. ДНК — это летопись эволюционной истории организмов.Так что у нас есть не только живое неопровержимое доказательство эволюции, но и достаточно детальный «документ», рассказывающий о том, как именно она происходила. Конечно же, креационисты и тут возражают, что богу было угодно, чтобы у данного организма в данной позиции генома стояла буква А, а у другого — буква Т, но с точки зрения науки это ничем не отличается от утверждения, что стакан падает вниз, а не вверх, потому что такова воля бога.

Радикальное отличие взглядов Дарвина от современной теории эволюции заключается в том, что во времена Дарвина не существовало генетики, биохимии, только начала формироваться цитология, а современная теория учитывает достижения всех этих отраслей.

Конечно, появляются новые противоречия и проблемы, которые требуют уточнения и доработки эволюционной теории. Но когда какой-либо ученый высказывает критику в адрес отдельных положений современной теории эволюции, недобросовестные журналисты начинают распространять новость о том, что теория эволюции якобы неверна, и сами ученые уже от нее отказались.

Дело дошло до того, что появился допущенный министерством образования учебник общей биологии для 10-11 классов «для преподавания биологии на православной основе», вышедший в 2006 году и выдержавший уже три издания. Его автор, Сергей Вертьянов, не имеет профильного образования и не является биологом, однако заручился поддержкой авторитетных специалистов, в частности, академика Алтухова, которого не стало в 2006 году.

Вопрос об этом учебнике был поднят на судебном процессе по делу Марии Шрайбер — пятиклассницы, которая вместе со своим отцом подала иск о нарушении прав человека «путем безальтернативного навязывания теории Дарвина в общеобразовательных школах» в том же 2006 году. Суд в удовлетворении иска отказал. В суде автор учебника Вертьянов не смог представить доказательств того, что академик Алтухов на самом деле является автором всех тех высказываний о боге, которые приведены в учебнике. Алтухов действительно критиковал отдельные положения современной теории эволюции, касающиеся конкретных генетических механизмов, однако не отрицал эволюции вообще.

У учебника биологии нет цели осветить все возможные мнения людей по вопросам биологии, а есть цель отразить современное состояние науки. В современной биологии как науке креационизм не играет никакой роли — по нему не публикуется статей в научных журналах, не ведется серьезных исследований. Это ненаучная гипотеза. Так что же ей делать в школьном учебнике?

Креационизм занимает законное место в рассказе об истории биологии, о развитии взглядов на живую природу — и это место в далеком прошлом. Не нужно искажать картину реальной науки в угоду чьим-то религиозным взглядам. Ученый может, конечно, верить в бога, если ему угодно — но эта вера никак не должна влиять на его исследования. Изучая мир, мы «спрашиваем» природу, а не видим лишь то, что нам хочется.

Обычно этот вопрос относят к теории эволюции, но это не вполне верно. Теория эволюции описывает, как меняются организмы, которые уже существуют, но не обязательно рассматривает вопрос о том, как возникли первые организмы. Даже среди биологов встречается убеждение, что виды, безусловно, изменялись в процессе эволюции, однако само возникновение жизни на Земле невозможно объяснить ничем, кроме вмешательства бога. В принципе, наука не исключает того, что жизнь появилась на другой планете и была занесена на Землю с астероидами или кометами. Однако в свете новейших научных данных это кажется маловероятным.

Так или иначе, существует более одной теории возникновения жизни на Земле. В пользу зарождения жизни именно на Земле свидетельствует много данных. Было проведено немало экспериментов, моделирующих условия на древней Земле, в результате которых были получены многие биологически важные соединения, в том числе «кирпичики» РНК и ДНК — нуклеотиды. Так называемая предбиологическая химия — активно развивающаяся область науки.


Источник: mel.fm

Комментарии: