Человек привык считать себя венцом творения: свои сильные стороны — нормой, а слабости — отклонением

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Человек привык считать себя венцом творения: свои сильные стороны — нормой, а слабости — отклонением. Однако мы изначально несовершенны; наш мозг, как и тело, в ходе эволюции формировался в высшей степени случайно из «подручных материалов» природы и являет собой нелепое, неуклюжее, но удивительно эффективное решение проблемы. В своей книге "Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и её последствия" Генри Маркус подробно рассказывает о нашем мозге, называя его "клуджем" (kludge).

Клудж — это устройство, которое выполняет свою задачу, но при этом по факту напоминает бессмысленное сочетание различных устройств и частей. Ярким примером клуджа может служить сельский самодельный трактор, собранный из деталей, найденных на свалке. Каждая из этих деталей имеет функцию, несовместимую с функцией трактора, но все вместе они представляют собой трактор и работают вполне успешно. Маркус провёл масштабное исследование мозга как системы устройств и пришел к выводу, что такие подсистемы как память, чувства, ощущения, мышление развивались самостоятельно, и лишь в процессе эволюции были объединены в одно целое — мозг. Этому вторит и Ричард Докинз в своей книге "Слепой часовщик. Как эволюция доказывает отсутствие замысла во Вселенной" и Леонард Млодинов в книге "(Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью".

Появление homo sapiens было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, которые включали в себя, помимо прочих, также и структурные преобразования мозга: увеличение мозговой полости и головного мозга. Почему же наш мозг со временем увеличился?

Дело в том, что мозг в процессе своей эволюции прошел несколько стадий формирования, которые "наслаивались" одна на другую (как матрёшка). Нейробиолог Пол Маклин (Paul D.MacLean), впервые описавший триединую (или трехчастную) модель мозга еще в 1960-х, рассказал о ней более подробно в своей книге 1990 года "The Triune Brain in Evolution" («Эволюция триединого мозга»). Краткое описание модели представлено следующим образом: центральная часть, или ствол мозга — это так называемый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх "одет" средний мозг, старый мозг или лимбическая система (его ещё называют мозгом млекопитающих). И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Называется он неокортекс, или кора головного мозга. Более подробное описание и функции каждого из разделов мозга вы можете найти самостоятельно. Это важно для того, чтобы вы понимали, что стоит за механистической концепцией.

Таким образом, каждый мозг соответствует одному крупному эволюционному шагу. Интересно, что рост мозга у человеческого эмбриона в грубом приближении повторяет этот эволюционный процесс. Новорожденный приходит в мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень "недоделанной" корой больших полушарий. Если вам повезет (социальные факторы, окружающая среда - та самая "счастливая случайность"), с течением времени между этими тремя частями мозга образуются здоровые связи, которые позволяют вам координировать инстинкты выживания, эмоции и логические мыслительные процессы. В таком случае каждая из трех структур может в нужный момент взять на себя контроль за происходящим, но при этом руководить всеми процессами будет наиболее развитый эволюционно неокортекс (формирует вас как рассудительного человека, или в действительности "человека разумного" - homo sapiens).

Эволюционно, мозг сформировался слишком давно, когда условия существования человека были иными (племена кочевников и охотников, приоритет на постоянное выживание - читайте Джареда Даймонда "Ружья, микробы и сталь"), и, соответственно, он был более приспособлен (или "автоматизирован") для других задач. Теперь жизнь изменилась (и меняется постоянно) — а мы по-прежнему пользуемся устаревшим инженерным решением эволюции, "клуджем", который делает нас уязвимыми перед кучей когнитивных искажений и заставляет нас действовать иррационально во многих жизненных ситуациях.

После краткого обзора строения человеческого мозга, вернёмся к цитате Жака Фреско из видео "Осязаемая истина" (https://youtu.be/jXa1vh6uFy0), где он вкратце рассказывает о механистической точке зрения:

"У людей есть всякие словечки. Если они видят, что ребенок сразу же неплохо рисует, то думают, что у него талант. Это означает: «Я не имею ни малейшего понятия, как шестилетний ребенок может так точно нарисовать лицо человека в профиль»."

Тут можно привести хорошую цитату Брюса Ли, которая очень точно характеризует поведение человека, который делает "выводы с потолка", основываясь лишь на своём субъективном опыте:

"Принятие, отрицание и обвинение мешают пониманию. Пусть ваш ум двигается вместе с другими в понимании происходящего. Тогда создается возможность реального общения. Чтобы понять друг друга, нужно находиться в состоянии неизбирательного познания, в котором нет сравнения и порицания, нет требований, нет ожидания дальнейшего развития дискуссии, нет согласия или несогласия. Прежде всего, не начинайте с выводов".

Иными словами, человек, который увидел рисующего ребёнка, сразу же сделал вывод ("не начинайте с выводов"), упустив кучу факторов касательно того, в каких условиях рос и развивался этот ребёнок, какую информацию он в себя впитывал, каковы его когнитивные способности. Человек видит этого ребёнка и не может найти объяснения в своём субъективном опыте. Это нужно как-то быстро-быстро объяснить себе. Промаркировать входящую информацию. И вот тут "клудж" человека интерпретирует входящую информацию, маркируя её наиболее подходящим словом "талант". Потому что у такого человека отсутствует понимание процесса, который мог бы стоять за навыками и умениями ребёнка. И потому что быстро-быстро повесить ассоциативный ярлык для мозга намного менее энергозатратно, чем подумать, чем бы это могло быть вызвано.

Если говорить совсем грубо, то истории не известно ни одного случая, где ребёнок бы вылез из утроба матери и сразу, взяв лист и карандаш, нарисовал что-то приемлемое.

"Для этого и придумали слово «инстинкт». Оно означает: «Я не имею ни малейшего представления, как [кто-либо] делает [что-либо]». Инстинкт — это слово-пустышка, шум. Оно ничего не объясняет." Иными словами, это просто удобный ассоциативный маркер, чтобы лишний раз не "нагружать свой мозг" и не задумываться о процессах, которые могли бы дать представление [о чём-либо]. То, что называет "шум", называет "уровнем заключения" в его модели структурного дифференциала. Учитывая несовершенство нашего мозга, язык, которым мы оперируем, тоже получился несовершенным (и мы постоянно его совершенствуем, создавая язык науки, который выражается в формулах и более точен по отношению к окружающему нас миру - то есть, лучше выражает объективную действительность, "ближе к истине").

Из-за несовершенства языка (читаем книгу Стюарта Чейза "Тирания слов") мы создаём кучу проблем. Решаем и опять создаём, и иногда новые проблемы получаются уже более высокого уровня - следовательно, решение проблемы стоит искать тоже на более высоком уровне.

Далее по видео, Фреско продолжает:

"Но кто-то сказал: «Я попытаюсь узнать, за счет чего рыба ориентируется при миграции и как она находит нерестилище». И было обнаружено, что рыбы следуют по магнитному полю, проходящему под Гольфстримом. Также было установлено, что птицы чувствуют магнитное поле Земли, ведь, если прикрепить небольшой магнитик к голове птицы, она будет дезориентирована и не мигрирует.

Очень давно это называлось «Механистическая точка зрения», и многие ненавидели это слово.

- «Механистическая?! Я же не машина. Я из плоти и крови. Я же думаю, я чувствую!»

Всё, о чем говорит механистическая точка зрения, это то, что вы не можете повернуть глаза направо, если бы не мышца, и не нервные клетки, управляющие этой мышцей. Вы не можете повернуть руку, если нет мышцы в этом направлении. Это всё, что иллюстрирует механистическая точка зрения.

Механистическая точка зрения утверждает, что ничто не может самоактивироваться. Людям это очень тяжело понять. Я попробую упростить. Парусник не плывет. Его толкает ветер. Растение не растет. Растению необходимы тепло, свет, влажность, притяжение — все эти факторы. И хотя вы не замечаете этих связей, всё это взаимосвязано.

Живые существа не обретают знания или информацию из "небесных потоков". Знания приобретаются через проблемы. Кто-то поскальзывается на льду и потом разрабатывает нескользкую обувь. Но ведь сначала необходимо поскользнуться."

? Чтобы дополнить информацию о механистической точке зрения, просмотрите видео "За пределами среды" (Can't Exceed Your Environment): https://youtu.be/9o8QEufVM3s

?— TL;DR —

Человек - это машина.

Его поведение подчиняется законам природы и имеет конкретные материальные причины и стимулы. Для понимания этих причин и стимулов не требуется никаких дополнительных соображений, вроде "высших сил", души или божеств.

Сердце - это всего-лишь помпа, которая не способна чувствовать. Глаз не получится повернуть, если не будет работать мышца, управляемая нервными клетками. Через органы чувств в мозг поступает информация, которая формирует личность человека и его ценности.

Можно с лёгкостью предсказать поведение чего-либо/кого-либо, если в распоряжении будет вся необходимая и существенная информация об объекте/субъекте и среде, в которой этот объект/субъект сформировался (и/или находится сейчас).

_______________________________________________________________

Если вы действительно хотите вникнуть в механистическую точку зрения и понять её описание с научной точки зрения, ознакомьтесь с работой Жака Лёба "Вынужденные движения, тропизмы и поведение животных". Это очень хорошая книга, которая объясняет наши автоматические реакции на раздражители именно нашей окружающей среды (планеты Земля, в узком смысле).

Краткая справка: Основоположником механистической (механической) картины мира считается Галилео Галилей (1564-1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Механистическая картина мира возникла, когда главным критерием познания действительности был признан опыт, а для описания явлений природы стали активно применять математику.

? Чтобы лучше понять механистическую точку зрения, читайте:

1. Ж. Лёб "Вынужденные движения, и поведение животных"

2. Г. Маркус "Несовершенный . Случайность эволюции мозга и её последствия"

3. Р. Докинз "Слепой часовщик"

4. Л. Млодинов "(Не)совершенная случайность."

5. П. Маклин "Эволюция триединого мозга"

6. Дж. Даймонд "Ружья, микробы и сталь"

Комментарии: