В Центре научной карьеры познакомились с новыми методами оптогенетики в изучении мозга

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


3 апреля 2017 года в Центре научной карьеры (руководитель – проф. Морозова О. Л.) приглашенным спикером стал руководитель отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт», директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, чл.-корр. РАН, профессор Константин Владимирович Анохин.

Константин Владимирович Анохин - один из ведущих российских и мировых нейробиологов, и не удивительно, что в аудитории им. Ю. А. Пытеля в тот вечер почти не было свободных мест. В начале лекции профессор Анохин поинтересовался у студентов, почему они пришли в ЦНК, и чем их привлекает научная карьера. Выслушав ряд ответов, Константин Владимирович подчеркнул, что, по его мнению, ничто не приносит такого же удовольствия, как непрерывный процесс научного творчества. Эти слова были подкреплены несколькими советами молодым ученым из книги лауреата Нобелевской премии Джеймса Уотсона «Избегайте занудства».

Перейдя к основной части лекции, Константин Владимирович отметил, что со времен Сантьяго Рамон-и-Кахаля мозг рассматривался как одна сплошная нейронная сеть. Ученые исследовали электрофизиологию, биохимию, гистологию мозга – словом, руководствовались стандартным подходом, который применяется по отношению к любому другому органу. Однако мозг, по словам профессора Анохина, совсем не обычный орган и не просто одна нейронная сеть. Мозг – это гиперсеть, каждая составляющая которой имеет особые свойства. Необычность мозга заключается в его дуализме. Так, руководствуясь методами вышеперечисленных наук, можно понять лишь его элементарный уровень организации. На этом уровне мы можем знать все о функционировании отдельных нейронов, понимать функции нейрохимических агентов и даже проанализировать коннектом – однако мы никогда не поймем, что такое сознание и как оно рождается. Сознание – качественно новый уровень работы мозга, больший, чем просто сумма составляющих его частей. Его невозможно объяснить в свете классического подхода, поэтому взгляд на мозг должен измениться. Использовать накопленные знания и создать теоретическую базу для дальнейших исследований может теория когнитома. Его элементарной единицей является ког – совокупность нейронов, обеспечивающих элемент субъективного опыта (навык, воспоминание и др.) Более высоким уровнем является лок – группа когов, объединенная по тем или иным признакам и вместе образующая определенную «функциональную систему разума». Сеть локов, в свою очередь, образует когнитом, иными словами – разум. Таким образом, по словам Константина Владимировича, любой разум, понятый правильным образом, - это мозг, и наоборот. В настоящее время ученым стали доступны новые методы изучения мозга – методы оптогенетииа, которые позволяют впервые увидеть и потрогать отдельные клетки памяти в мозге, управляя воспоминаниями с помощью генов и света, ответить на вопросы: можно ли вызвать воспоминание, действуя всего на один нейрон? Можно ли создать искусственную память, управляя работой нервных клеток в мозге? Можно ли вернуть уже утраченную память?

Подводя итоги, профессор Анохин отметил, что не существует идеальной теории работы головного мозга, поскольку ни одна из них не может объяснить алгоритм многократного возникновения разума у различных таксономических групп. Невозможно объяснить, как из конгломерата нейронов эмбриона каждый раз рождается чудо разума и сознания. По завершении лекции у аудитории возникла масса вопросов, для ответа на которые потребовалось еще около часа.

В благодарность за лекцию Константину Владимировичу Анохину было присвоено звание почетного лектора Центра научной карьеры Сеченовского университета. Принимая сертификат, Константин Владимирович пожелал студентам ЦНК найти дело своей жизни и передавать полученные знания следующим поколениям молодых ученых.

Комментарии: