Алексей Паевский — Что мы узнали о мозге за последние 120 лет?

МЕНЮ


Новости ИИ
Поиск

ТЕМЫ


Внедрение ИИНовости ИИРобототехника, БПЛАТрансгуманизмЛингвистика, рбработка текстаБиология, теория эволюцииВиртулаьная и дополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информации

АРХИВ


Июнь 2017
Май 2017
Апрель 2017
Март 2017
Февраль 2017
Январь 2017
Декабрь 2016
Ноябрь 2016
Октябрь 2016
Сентябрь 2016
Август 2016
Июль 2016
Июнь 2016
Май 2016
Апрель 2016
Март 2016
Февраль 2016
Январь 2016
0000

RSS


RSS новости
птичий грипп

Новостная лента форума ailab.ru

6 видеолекций о когнитивных науках

Специалисты по когнитивистике и популяризаторы науки рассказывают о механизмах обучения, формировании зависимостей, восприятии поэзии и даже о лондонских водителях, которые помнят тысячи улиц.

1. Что стало известно о мозге за последние 100 лет?

Знакомство с когнитивной наукой имеет смысл начинать с изучения истоков и методов наук о мозге, о существовавших в её рамках теориях и исторических событиях. Если вы и без того неплохо осведомлены в этой тематике, она поможет упорадочить материал. Лекция Алексея Паевского, прочитанная в «Курилке Гутенберга», хорошо подойдёт в качестве вводной или структурирующей.

Люди искали телепатию и другие паранормальные явления, собирали невероятные устройства и пытались теми или иными способами измерить активность мозга. Часть этих способов и понятий осталась в паранаучной области, другая же часть легла в основу исследований и разработок, которые расширили знания о мозге и сформировали современные науки о мышлении.

2. Как мы воспринимаем поэзию?

Восприятие художественного текста изучает когнитивная поэтика. Одно из ключевых понятий этого направления — поэтический дейксис. Так называется практика употребления «указывающих» выражений и знаков, которые актуализуются только во время коммуникации и в процессе считывания знаков. Исследователи употребляют этот термин, рассуждая о словах, которые меняют своё значение, звучание и окраску по воле говорящего и воспринимающего.

В рамках семинара о мировых поэтических практиках доктор психологических наук и специалист по когнитивным наукам Мария Фаликман рассказывает о восприятии поэтического текста. Тем не менее, как отмечает лектор, наше сознание эволюционировало не для восприятия поэзии, а для совсем других вещей. Поэтому в лекции речь идёт не только о поэзии, но и о приницпах восприятия как таковых.

3. Почему голова запоминает улицы быстрее навигатора?

Лёгкое видео посвящено исследованию, проведённому с участием лондонских таксистов. Учёные пытались разобраться, как тем удаётся запомнить 25 тысяч улиц. Выяснилось, что гиппокамп «кэбби», британского водителя кэба, чуть больше, чем у людей, которым не приходится держать в памяти столько данных. Причём нужные знания не отягчают мозг водителя, а словно появляются в нужный момент.

С помощью этого примера исследователи разбираются, как устроены пространственное ориентирование и топографическая память человека.

4. Как и зачем мы учимся?

Как данные о мире попадают к нам в мозг? В рамках картезианской парадигмы считается, что рецепторы получают информацию о свойствах вещей и передают её в мозг, где та усваивается. Однако является ли наше чувственное восприятие источником знания? Сводится ли знание к сумме чувственных данных?

Лекция «Мозговые и социокультурные аспекты научения и поведения», прочитанная в рамках Международной недели мозга в Санкт-Петербурге в 2016 году, рассказывает об актуальных взглядах на нейромеханизмы и психофизиологию обучения.

5. Есть ли мораль у животных?

И, если уж на то пошло, есть ли некое определённое моральное поведение в нейрофизиологии человека? Этими вопросами ведает новая дисциплина эволюционная этика, исследующая вопросы морального в поведении человека и других живых существ, опираясь на знания эволюционной биологии.

Эволюционной этике посвящена лекция Александра Маркова, в которой рассказывается о предпосылках альтруистического и эгоистического поведения животных. Стало быть, основания для таких «движений души» заложены в процесс эволюции.

6. Где фронтир нейронаук?

Завершаем подборку ещё одной лекцией Алексея Паевского. Если в видео, с которого мы начинали, речь шла об истории, то здесь рассказывается о настоящем и немного о будущем. А в описании ближайшего будущего умы больше всего волнуют нейронауки и нейротехнологии: почти каждый день приходят новости о том, что нейросеть научилась чему-то ещё.

Главная тема лекции — новости из мира нейронаук и их значение, а также прогнозы, связанные с бурным развитием направления.


Источник: vk.com