Как автопилот Тесла избегает аварий

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Быстрое развитие нейронных сетей вызвало взрывной рост интереса к искусственному интеллекту со стороны компаний из самых разных отраслей

В уходящем 2016-м у крупных интернет-компаний появился новый фетиш: если раньше они называли себя tech-company, потом стали mobile-company, то сейчас они — AI-company.

Нейронная оборона

Всё лето самые разные компании сыпали анонсами, так или иначе связанными с искусственным интеллектом и нейронными сетями. Апогеем для меня лично стала недавняя новость об «умном» фотографе Keegan: эта программа даёт оценку вашим фотографиям и рекомендует, как сделать их лучше — естественно, с помощью искусственного интеллекта. Возникает ощущение, что многие компании действуют по принципу «просто добавь ИИ к чему-нибудь» — и этот принцип работает.

Такой интерес к искусственному интеллекту, безусловно, связан с развитием искусственных нейронных сетей, но не ограничен им. Более глубокая причина заключается в том, что «железо» стало достаточно мощным и дешёвым, чтобы быстро обучать нейросети за сравнительно небольшие деньги. Это позволило работать с ними не только большим и богатым компаниям, но и стартапам вроде нашумевшей Prisma. Интересным выглядит потенциал ИИ в сочинительстве песен — достаточно посмотреть на проект сотрудников «Яндекса» «Нейронная оборона» или стартапы вроде Mubert.

Большие компании тоже продолжают активно разрабатывать и внедрять технологии искусственного интеллекта. «Яндекс» в 2016-м много работал с нейронными сетями и машинным обучением — например, в новом алгоритме «Палех» мы сделали нейросети одним из факторов ранжирования, научив поиск понимать глубже суть запроса и отвечать на редкие вопросы пользователей, такие, например, как «фильм где женщины перестали рожать». Microsoft смогла за достаточно короткое время превратиться в приятную инновационную компанию: сегодня она активно продвигает разработки в сфере ИИ и больше не выглядит страшным корпоративным гигантом. Вообще же прогресс в развитии технологий ИИ отлично видно на примере нашумевшей игры компьютера с человеком в го: AlphaGo самообучался буквально по ходу игры, по сути, постоянно играя партии с самим собой, вырабатывая что-то вроде «машинной интуиции», в результате чего выиграл. Это действительно впечатляющее событие, ведь го потому и считается сложной игрой, что количество возможных исходов партии практически безконечно и выиграть простым перебором вариантов в неё невозможно.

Куда едут безпилотники?

В тесной связи с развитием технологий искусственного интеллекта идут технологии безпилотных автомобилей. На первый взгляд может показаться, что в этом вопросе лидирует Tesla, но это ощущение — во многом заслуга их пиар-кампании, а в реальности у большинства автопроизводителей тоже появились свои прототипы безпилотных автомобилей. В этой области стали заметны не только интернет-компании вроде Google или Uber, но и, например, большая немецкая тройка — в частности, в Daimler заявляют, что довольно скоро смогут представить безпилотный грузовик. Интересно, что в погоне за созданием личного безпилотного транспорта многие забывают, что первыми заказчиками таких машин будут, скорее всего, такси, грузовые компании и общественный транспорт — их маршруты заранее известны, а скорость не так велика, так что применять эти технологии в них гораздо проще.

Интересная история произошла с Comma.ai — это разработчик, который самостоятельно на базе телефона OnePlus 3 сделал дешёвую приставку безпилотного ведения для некоторых моделей Honda, чем привлёк к себе внимание не только общественности, но и властей: Национальное управление безопасностью движения на трассах США направило ему официальное письмо, где выражало обезпокоенность недостаточной безопасностью этих устройств. После этого разработчик принял решение выложить технологию в открытый доступ. Всё это показательно в том смысле, что даже совсем небольшой команде есть место на рынке, который только кажется перенасыщенным. Кроме того, история с этим письмом лишний раз показала: главным препятствием на пути внедрения безпилотных автомобилей будут не технологии, а люди. И это не упрёк — человечеству до использования таких машин действительно нужно решить целый ряд этических вопросов вроде известной многим trolley problem, а также заметно модернизировать законодательство.

Новые деньги

Кажется, что сегодня правительства большинства стран более-менее успокоились и больше не боятся биткоинов. Да, криптовалюту всё равно пытаются регулировать, но о полном запрете речь идет лишь в редких случаях. Многим стало очевидно, что это большой серьёзный рынок, на котором играют серьёзные игроки, а не только торговцы нелегальным товаром через «глубокий» интернет. О массовости технологии говорит, например, тот факт, что в игровом сервисе Steam теперь можно оплачивать покупки биткоинами, и в целом за лето заметно выросло количество транзакций с ними. Популярности биткоинов в бизнесе не мешает даже то, что сейчас для работы с ними нужно специальное дорогостоящее оборудование.

Неудивительно, что самым громким словом в финтехе в 2016-м стал блокчейн — можно сказать, что это финансовый аналог искусственного интеллекта, который стараются добавить ко всему. Это сложная технология, на которой построены криптовалюты, и финансовой сфере она в перспективе поможет стать прозрачнее и оперативнее, что в конечном счёте приведет и к сокращению издержек. Условно говоря, если раньше любую транзакцию должен был заверять комитет по трастовым операциям, то сейчас все могут договориться использовать единый блокчейн. Поэтому многие банки уже пытаются построить что-то на этой технологии — например, в России с ней экспериментирует даже Сбербанк.

Виртуальные перспективы

Появились первые доступные для конечных потребителей устройства виртуальной реальности (VR). Явные лидеры здесь — это HTC Vive и Oculus Rift. Второй эшелон — устройства с телефонами типа Google Daydream, компромиссный вариант VR. И для тех, и для других уже появились первые игры и приложения, а вместе с ними и поводы для покупки. Почти все видеохостинги поддержали 360-видео, появилось много камер с поддержкой такого формата — это отличный пример проникновения технологии в массы. С другой стороны, самым интересным в перспективе по-прежнему выглядит профессиональное применение VR — например, для дистанционного проведения медицинских операций. И здесь виртуальной реальности придётся конкурировать с дополненной, для которой уже разрабатываются интересные рабочие решения.

В любом случае сегодня VR — это по-прежнему ниша, и несмотря на весь интерес, это пока не массовый продукт. Этому есть как минимум две причины. Всё ещё не решена проблема с тошнотой, которую вызывают длительные сеансы в виртуальной реальности: разработчики постепенно избавляются от основных раздражителей вроде задержки между поворотом головой и передачей изображения, но дольше 30 минут находиться в шлеме могут только немногие выносливые люди (максимум - 24 часа - с рвотой и прочими последствиями. Парень из Англии проверял). Другая причина — обилие всевозможных проводов для полноценного VR. Нахождение в виртуальной реальности с пучком кабелей, тянущихся от шлема, не очень способствует погружению, и безпроводные решения сильно помогли бы ситуации — благо их уже разрабатывают.

В 2017-м большая часть сегодняшних тенденций продолжится, а часть из стадии «новая крутая штука» станет обыденностью. Например, я уверен, что мы перестанем восхищаться каждому применению нейросетей и дождёмся, наконец, действительно интересных применений виртуальной реальности за пределами игр. Можно ожидать, что на дорогу выйдут первые автомобили с системой помощи водителю ADAS, запустится первая полноценная доставка некоторых товаров дронами. Больше всего хочется совсем новых, неожиданных технологических идей.

Интервью: РБК


Источник: vk.com

Комментарии: