Сеть «Связной» запустила бота

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Программные роботы для подбора сотрудников эффективны только для узкого круга задач

За неделю работы электронный бот «Связного», работающий в приложении Telegram, отобрал около 100 кандидатов из 800 в менеджеры по продажам и еще 20 кандидатов в программисты, рассказывает начальник отдела подбора и адаптации персонала «Связного» Марина Таран. В режиме онлайн он задавал кандидатам заранее подготовленные компанией 7–9 вопросов и проводил первичный отбор, оценивая базовые компетенции соискателей. Бот не только спрашивал, но и был способен эмоционально реагировать на ответы собеседника. Например, для проверки стрессоустойчивости он повторял собеседнику один и тот же вопрос несколько раз подряд. И если кандидат начинал злиться, сотрудники «Связного» делали вывод, что соискателю вряд ли удастся найти общий язык с покупателями в магазине.

Таран не раскрывает сумму инвестиций компании в бота, но говорит, что новый онлайн-инструмент экономит время кадровиков при первичном подборе кандидатов. Сейчас соискатели, прошедшие собеседование с программой, общаются с сотрудниками службы персонала сети. В штат пока еще никого не взяли. «Ведомости» выяснили, насколько полезны такие новшества российским компаниям.

По словам представителя портала Superjob Ивана Кузнецова, тестовый запуск бота прошел в апреле. SuperHRbot предлагал кандидатам три вакансии: программиста, специалиста по связям с общественностью и менеджера проектов. Подобные технологии – хороший инструмент для первичного подбора персонала на массовые вакансии, так как они проводят массовую обработку резюме и большое количество интервью, говорит директор по стратегическому управлению кадрового холдинга «Анкор» Алексей Миронов. По его словам, у «Анкора» есть планы инвестировать в подобные технологии.

Попытки использовать в рекрутменте искусственный интеллект уже были и за рубежом, и в России, утверждает руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Георгий Самойлович. Так, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Citigroup и UBS Group уже пытаются внедрять искусственный интеллект для выявления в кандидатах качеств, не указанных в резюме, – способности работать в команде, любознательности и выдержанности. По мнению разработчиков, новация поможет компаниям не только привлекать и удерживать персонал, но и исключит издержки, связанные с ошибками HR-специалистов и наймом неподходящих кадров.

Бот – лишь промежуточное звено между классическим подбором персонала и автоматизированными системами оценки кандидатов, считает руководитель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская. Будущее рекрутмента, на ее взгляд, за технологиями на базе нейронных сетей.

Бот решает узкую задачу – предварительный отбор кандидатов. Он лишь пример того, как могут выглядеть в будущем новые модели и интерфейсы взаимодействия в рекрутинге, отмечает директор по развитию Superjob Анна Абидова. Реакции бота взяты у людей. Он задает вопросы быстро и с эмоциональной окраской, со смайликами и разговорными фразами, объясняет она. Многим кандидатам, по наблюдению Абидовой, нравится общаться с машиной. Им к тому же легче сделать первый шаг в общении с работодателем с экрана смартфона, со своей территории. Абидова напоминает, что собеседования между работником и будущим работодателем проходят в стрессовой обстановке: все понимают, что идет оценка и торги.

Таран из «Связного» говорит, что сотрудники компании, в том числе и потенциальные, – это молодые люди, которых интересуют технические новинки, будь то игра Pokemon Go или боты в мессенджерах. Для них собеседование с HR-ботом в мессенджере Telegram – это развлечение и доказательство того, как работодатель следит за последними трендами. Некоторые кандидаты на должность программиста признались, что виртуальное общение для них оказалось комфортным, потому что в силу профессии они привыкли формулировать свои мысли в коротких сообщениях, нежели чем в устной беседе.

У ботов немало критиков. Руководитель по обучению и развитию персонала мобильного оператора «Скартел» (бренд Yota) Сергей Журихин говорит, что в таких сферах, как продажи, маркетинг, связи с общественностью и обслуживание клиентов, львиная доля работы связана с общением, а бот не в состоянии оценить, насколько кандидат обладает эмпатией, умеет искать подходы к собеседнику и идти на компромисс. Даже у программистов, считает Журихин, бот может оценить лишь правильность и скорость выполнения задания. Проанализировать готовность человека к работе в команде он не может. Менеджер по внутренним коммуникациям ABBYY Ольга Бронникова не видит смысла в ботах. По ее словам, программистов в массовом порядке отбирать невозможно, а для выяснения навыков и опыта в ABBYY есть тестовые задания.

Основное, что бот в мессенджере способен выяснить о потенциальном сотруднике, – это пол, возраст, образование, базовые навыки, говорит Кирилл Шибанов, директор управления розничных продаж компании «Евросеть». По его словам, «Евросеть» сейчас тоже проводит эксперименты с мессенджерами и с их помощью фильтрует запросы кандидатов на вакансии продавцов начального уровня, от которых не требуется ни особых знаний, ни опыта работы. «Боты подойдут для массового подбора. Но найти менеджера с помощью бота невозможно», – уверен менеджер корпоративных программ бизнес-школы «Сколково» Надежда Кузнецова. Руководители должны обладать целым рядом качеств, которые не может вычислить машина, – умением мотивировать людей, принимать непопулярные решения.

По словам одного из создателей бота, стоимость разработки, запуска и поддержки HR-бота начинается от 500 000 руб. Сумма по меркам крупной компании небольшая. В России рекрутинговые компании настолько далеки от высоких технологий, что не готовы инвестировать в такие проекты, говорит Миронов из «Анкора». К тому же и IT-компании пока не могут предложить кадровым агентствам и работодателям интересные продукты, добавляет он.

Рекрутинговые компании не спешат инвестировать в подобные проекты еще и потому, что нужно будет нанимать людей, которые будут интерпретировать и обрабатывать полученные данные, объясняет Самойлович. Вакансий в кризис мало, говорит он, и нет смысла тратиться на дорогостоящую систему анализа и обработки данных и дополнительных специалистов.

А Кузнецова считает, что инструменты для автоматизации подбора персонала в будущем уступят место онлайновым платформам, на которых кандидаты напрямую связываются с работодателями. Подобные платформы появляются уже сейчас. На них кандидаты и работодатели могут общаться без посредников.

Воронка подбора на массовые вакансии очень велика – на начальном этапе через нее проходят тысячи кандидатов. А бот проводит настолько простой отбор, что не может по-настоящему сэкономить время и силы специалистам по подбору персонала, констатирует Миронов. Любой мало-мальски грамотный кадровик способен взять стопку резюме и быстро разложить ее на две части по таким простым признакам, как пол и образование, говорит он. А эффективность рекрутинговых процессов определяется на совершенно другом этапе найма, когда идут индивидуальные собеседования с кандидатами, объясняет он.

Бот, по сути, лишь техническое воплощение телефонного оператора, который проводит изначальный отбор кандидатов. Он один из технических элементов системы найма персонала в компании и он будет эффективен, только если вся система выстроена грамотно, говорит гендиректор IBS Сергей Мацоцкий. Его компания в конце 2014 г. создала систему подбора массового персонала на аутсорсинге для сети магазинов «Пятерочка». «Мы сначала придумали, как весь цикл найма, состоящий из 6–7 этапов, должен работать с операторами-людьми, и только потом автоматизировали систему, заменив часть людей технологиями», – рассказывает он.

Бот – это яркая и привлекательная идея для молодых потенциальных сотрудников, которых и ищет «Связной». Это хорошая попытка привлечь внимание молодежи к компании и представить ее прогрессивным современным работодателем, резюмирует Бронникова из ABBYY.


Источник: www.vedomosti.ru

Комментарии: