Сверхновый человек: мы скоро станем киборгами?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-12-14 17:52

Трансгуманизм

PSYCHOLOGIES №12

Сверхновый человек: мы скоро станем киборгами?

До райского будущего, которое обещают нам технологии, рукой подать – без болезней и старости, с головокружительными возможностями. Может, однако, случиться, что мы расстанемся не только с ограничениями, но и со своей человеческой природой. Чем мы рискуем? И как будет выглядеть homo 2.0?
 

Основные идеи

  • Идеи трансгуманизма — желая оставаться простым человеком, ты ограничиваешь себя. Новый сверхчеловек — наше ближайшее будущее.
  • В чем опасность создания киборгов? И можно ли обмануть природу?
  • Сможет ли когда-нибудь робот заменить человека? И почему бессмертие - утопия.
  • Новые сверхлюди — это новые представления о смысле жизни.

В новом году в прокат выходит фильм «Призрак в доспехах». Его героиня – киборг, чье тело почти полностью искусственное. Кибернетическое зрение позволяет ей стрелять без промаха, а мозговые имплантаты – оценивать обстановку и прогнозировать события с высокой точностью. Только ее органический мозг, словно беззащитный младенец, прячется в глубине «доспехов».

Действие фильма происходит в 2029 году, но сейчас кажется, что нарисованная авторами картинка не так уж фантастична. Уже существуют протезы, которыми можно управлять с помощью мысли. На подходе – биокомпьютеры, которые будут выявлять и исправлять дефекты в клетках на молекулярном уровне.

Родился первый ребенок от трех родителей. Ограничения, которые в нас заложены природой, переходят в разряд технических проблем. Даже смерть с этой точки зрения – лишь программа, которую можно взломать.

Но техно-романтикам этого мало. Они выступают за дальнейшее усовершенствование наших возможностей, пусть даже ценой отказа от человеческой идентичности и превращения в какую-то иную форму жизни. Эти идеи получили воплощение в философии трансгуманизма. «Желая остаться таким же, какой ты есть, ты лишь ограничиваешь себя» – так отвечают трансгуманисты на вызовы технологической революции. Но готовы ли мы шагнуть за этот порог?

Сложные машины

«Раз трансгуманизм предполагает выход за пределы человека, полезно для начала понять, что мы понимаем под человеком, – отмечает психолог Анастасия Гостева. – В зависимости от эпохи и культуры люди давали разные определения человеческого. Но до какого-то момента все они включали в себя две части: смертное тело и бессмертную душу».

При этом невозможно было отделить одно от другого: тело оживлялось и одухотворялось силами, которые исходили из высших инстанций. В Средние века церковь не одобряла вскрытие трупов для медицинского изучения, ссылаясь на то, что человек сотворен по образу и подобию Бога и нельзя на него посягать. Развитие науки и философии вывело тело из-под божественной юрисдикции.

«В XVII веке в Европе случилось ключевое событие: церковь приняла идеи философа Рене Декарта о том, что разум и душа существуют независимо от тела, – продолжает Анастасия Гостева. – Наука получила возможность изучать устройство тела, но не должна была вторгаться в сферу мышления и эмоций». Постепенно рациональное в определениях человека стало касаться не только его тела, но и ра­зума. Расширение сферы научных исследований означало расширение зоны того, на что мы можем влиять.

Разные определения человека изначально включали в себя минимум две части: смертное тело и бессмертную душу

Параллельно успехи в создании «умных» машин привели к тому, что мыслители стали воспринимать человека как сложно устроенную машину. Если мы можем совершенствовать наши устройства – добавлять новые функции и детали, – что мешает нам совершенствовать и самих себя? Как это сделал в 2004 году британец Нил Харбиссон, который с помощью вживленной в череп антенны получил возможность видеть в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре. Причем задача теперь не в том, чтобы восстановить утраченные в результате болезни или аварии функции тела, а в том, чтобы произвольно изменять набор возможностей, которыми мы обладаем от природы.

«Главный вызов современных технологий в том, что нам необходимо по-новому определить границы человеческого бытия, – говорит философ Елена Брызгалина. – В современном мире с его множественностью подходов к оценке человека это сделать трудно. Одни подходы будут неизбежно сталкиваться с другими».

Сверхновый человек

Признаки отсталости

Впрочем, трансгуманисты не ставят задачу определения границ – они хотят поскорее пересечь их и двигаться дальше. В их взгляде на человека сквозит презрение к его слабостям и несовершенству. Мы слишком эмоциональны, уязвимы и хрупки – особенно на фоне спокойствия, выносливости и безотказности наших машин. К тому же нас подстегивает логика современного капитализма с ее растущими требованиями к навыкам и умениям: мы должны быть продуктивными, эффективными, многозадачными, вечно включенными в процесс и готовыми работать без отдыха. Кофе и антидепрессанты уже не помогают – дело за электронными нейростимуляторами?

В стремлении ставить рекорды мы пытаемся обмануть собственную природу: ведь наше тело, наш мозг застряли где-то во временах племенного строя с его примитивными опасностями, небольшими группами людей и скромными объемами информации. Не в этом ли причина нашего легкомысленного обращения с собственными технологиями? Возможно, мы просто недостаточно развиты, а то и диковаты для того мира, который хотим построить? А если так, стоит ли нам держаться за свою человечность и все, что с ней связано, – чувствительность, сомнения и ошибки? Не лучше ли отказаться от нее и стать-таки киборгами?

Нереальный мозг

Пока мы не можем перенестись в совершенные кибертела, но у нас есть инструменты, которые позволяют хотя бы поиграть в сверхлюдей. В онлайн-играх и в дополненной реальности мы можем придумать себе любой образ и получить впечатления, которые практически недоступны нашей фантазии: например, летать над землей в теле стрекозы или создавать трехмерные картины в воздухе. Ощутить безграничность возможностей – пусть и через симуляцию. Но, похоже, уже сейчас наша психика не вполне справляется с необычным чувственным опытом.

Возрастающие нагрузки на мозг могут стать причиной увеличения числа психических нарушений

«Возрастающие нагрузки на мозг могут стать причиной увеличения числа психических нарушений, – отмечает киберпсихолог Наталья Богачева. – Гэри Смолл и Гиги Ворган (авторы книги «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета», Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2011) отмечают, что использование современных технологий, например поиск информации в интернете или игра в компьютерные игры, влияет на активность мозга. Изменения в лобных долях у «цифрового поколения» могут уменьшить способность к эмпатии; у подростков с интернет-зависимостью снижается социальный интеллект, нарушается восприятие собственного тела».

Так вот что ждет пионеров новой эпохи – эпохи слияния человека и машины? Уподобление игровым персонажам, чей разум и чувственная сфера ограничены рамками виртуального пространства? Впрочем, проникновение технологий в повседневную жизнь может быть и не таким драматичным. При условии, что мы сами понимаем, чего ищем. «Если говорить о виртуальных отношениях влюбленности и секса, это все-таки общение с реальным человеком, пусть и опосредованное технологиями», – подчеркивает Наталья Богачева.

мы скоро станем киборгами

Драгоценные слабости

Да, в чем-то мы завидуем устройствам, которые нами же и созданы. Мы не можем двигаться и производить вычисления с такой же скоростью, как они. Но что, если у нас есть некая ценность, которая не выражается в количественных показателях?

«Есть тонкости, которые непонятны машинам, – замечает экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. – Почему, например, ожидание праздника нравится нам порой больше, чем сам праздник? Это связано с тем, как устроены человеческие эмоции. Чувство наслаждения подчиняется собственной логике. Сила удовлетворения связана с длительностью голода. Без трудного пути нет радости его завершения. Это и есть искусство наслаждаться жизнью – чередовать насыщение и воздержание».

Есть тонкости, непонятные машинам. Почему, например, ожидание праздника нравится больше, чем сам праздник?

Возможно, по этой причине искусственный разум пока далек от человеческого: ему недоступны переживания одиночества, уязвимости, страха. Но и любовь тоже недоступна. Ведь именно сознание нашей неполноты и несовершенства заставляет нас искать близости с другими. По мнению психоаналитика Валери Бланко (Valerie Blanco), здесь скрыта фундаментальная ошибка нашего стремления к всемогуществу. «Когда мы говорим себе, что у нас будет больше способностей, знаний, времени для жизни, это не отвечает нашей потребности в восполнении того, чего нам не хватает, и усиливает тревогу, вместо того чтобы успокаивать ее».

Мы можем получить в свое распоряжение бесконечность, но что нам с ней делать, если в ней нет любви? Если каждый из нас, новых людей с киберконечностями и дополнительным объемом памяти, останется один на один со своими детскими травмами, взрослым разочарованием и вопросом о смысле жизни?

«Наша задача – сломать программу старения»

Бессмертие невозможно, но продлить молодость реально, уверен молекулярный биолог Максим Скулачев.

Медицинские технологии развиваются стремительно. Стоит ли ждать известия о победе над смертью?
Это несерьезно. Даже если бы мы всегда оставались на пике физической формы, то могил бы прожить 300–500 лет: все равно произойдет какая-то неприятность, которая от возраста не зависит. Разговоры про запись сознания на резервные копии – из области фантастики. Борьба со старением – более реальная вещь.

И какие здесь перспективы?
Рано или поздно человечество со старением разберется. Возможно, старение – это накопление случайных ошибок в клетках, и в организм нужно вводить новые системы защиты. Но пока мы этого делать не можем. Есть другая точка зрения, и я ее разделяю. Старение – это заложенная в нас биологическая программа. Если так, то наша задача – сломать ее. А это гораздо проще, чем строить гипотетические защитные устройства.

Как это повлияет на организм?
В нем не будет старческих изменений, или они будут идти медленно. Биологические процессы сложны, и какие-то системы могут портиться и без участия зловредной программы. Нет гарантий, что мы будем жить намного дольше. Но я уверен, период молодости можно удвоить. Это касается и репродуктивных функций.

А мозг? Значит, можно сохранить и ясную голову?
Конечно. Болезнь Альцгеймера грозит не всем, но у каждого из нас со временем начинаются сходные процессы: отравление нейронов бета-амилоидом, который мозг синтезирует сам. Но этот процесс можно остановить, если мы будем активно пользоваться своим мозгом. Тогда он может оставаться молодым и в 60 лет.

Сверхновый человек

Алгоритмы объясняют не все

Можем ли мы избавиться от слабостей, оставив достоинства – способность к творчеству, оригинальность, непредсказуемость? Американский нейробиолог Антонио Дамасио в 1990-х годах написал книгу «Ошибка Декарта». Декарт считал, что существует непреодолимая пропасть между духовным и материальным. Но все исследования последних двадцати лет доказывают обратное: человек мыслит всем телом – желудком, кишечником, половыми органами.

«Весь наш организм участвует в мышлении, влияет на наши идеи, выводы, образ мыслей, логику, – подчеркивает Светлана Кривцова. – Они не просто рождаются в мозге, а создаются из самых разных ощущений». Если мы лишимся своего неповторимого тела – мы лишимся и того, что делает уникальным наше восприятие мира.

Мы можем получить в свое распоряжение бесконечность, но что нам с ней делать, если в ней нет любви?

Математик, физик и исследователь сознания Роджер Пенроуз (Roger Penrose) вспоминает, что в 1960-е годы «все были уверены: человек – просто сложный компьютер, и я, в общем, придерживался этой точки зрения. Но уже тогда у меня появились сомнения: алгоритмические построения объясняют далеко не все». Разумная деятельность не сводится к вычислениям. Можно изучить связи между клетками, построить максимально точную модель нашего мозга – но будет ли она обладать нашим сознанием, сможет ли переживать вдохновение, сострадание, блаженство?

«Если человек — всего лишь тело, которое можно заморозить в криокамере, а эмоции и разум переписать на новый носитель, то трансгуманизм окажется естественным решением», – размышляет Анастасия Гостева. Но если мы допускаем, что человек – нечто большее, что есть тайна жизни, нам предстоит заново определить границы человечности. И свои собственные границы – в конце концов, когда речь идет о нашем теле, это пока что вопрос личного выбора.

Воображаемая жизнь Алисы, человека 2.0

Как изменится человек при помощи современных технологий и какая жизнь ждет киберлюдей? Представим дневник девушки по имени Алиса, которая живет в будущем.

2018 Гены по заказу
Я – идеальный ребенок. Мои гены были специально подобраны, чтобы защитить меня от всех рисков.

2027 Роботы-подружки
Моего первого робота пришлось отключить. Папа говорит, его «взломали». Интересно, роботы тоже попадают в рай?

2033 Регуляторы настроения
Мне делают инъекции гормонов, чтобы я не психовала. Никто не понимает чувства совершенного существа!

2036 Эстетические протезы
Мне 18 лет. Могу ставить себе протезы без разрешения родителей. Я уже выбрала самые красивые!

2040 Компьютер в голове
Для диплома по кибернетическим исследованиям я вживила себе процессор в мозг. Нейроны – прошлый век.

2049 Телепатия
Я выхожу замуж за Андрея после двух лет телепатических отношений. С ним у меня был лучший киберсекс!

2052 Модификация личности
Наконец увидела Андрея вживую. Он сделал апгрейд интеллекта. Вот бы и чувство юмора подрегулировал…

2060 Репродуктивное клонирование
Моей дочке уже десять лет. Просто моя копия! Постойте, так и есть: она же мой клон.

2090 Загрузка сознания
Андрей умер от вируса (подхватил в интернете). Решил не восстанавливаться с резервной копии: такой ретроград!

2161 Бессмертие
Мне 143 года. Что-то скучновато.

Трансгуманизм – философская концепция, согласно которой человек не является конечным звеном эволюции. Переход к новой, более совершенной форме жизни трансгуманисты связывают с развитием технологий (кибернетики, наномедицины, нейробиологии).

Источник: www.psychologies.ru

Комментарии: