Об интеллекте животных:

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-12-30 10:20

Семинары

Об интеллекте животных:

Революция в наших представлениях об интеллекте животных началась в конце 60-х годов XX века, когда исследователи впервые вступили в прямой диалог с антропоидами, используя языки-посредники. С первой шимпанзе по имени Уошо общались на языке жестов глухих. Оказалось, что шимпанзе и гориллы могут высказываться о прошлом и будущем, шутить и ругаться… Это только один из примеров того, что пределы интеллектуальных возможностей представителей разных видов оказываются значительно превышающими то, что мы от них ожидаем.

Кто ожидал от муравьев, что они могут отнимать, прибавлять небольшие числа и передавать полученную информацию? Один из вопросов, который сейчас интенсивно исследуется в когнитивной этологии, это способности животных к количественным оценкам. В 2013 году я вместе с Михаэлем Бераном из США и Кристианом Агрилло из Италии проводила симпозиум на эту тему в рамках международной этологической конференции в Ньюкасле (Англия). Участники симпозиума рассказывали о способностях к счету у рыб, шимпанзе, пауков, медведей, обезьян, ворон. А наша лаборатория на этом симпозиуме представляла не только считающих муравьев, но и полевых мышек. Они у нас оказались просто чемпионами по интеллекту. Кто бы ожидал от полевых мышек, что они могут сравнивать и оценивать множества, и даже достаточно точно считать в пределах десятка? Зачем же им нужен такой интеллект? Они и живут-то недолго. Прежде всего для того, чтобы подмечать малейшие изменения, которые происходят в среде, и реагировать на них оперативно, потому что для животного каждое такое принятие решения — это почти всегда вопрос жизни и смерти. Поэтому, конечно, гибкое поведение, способность принимать решения, быстро вспомнить какой-то приобретенный навык и перенести его в нестандартную ситуацию — это жизненно важно.

Еще одна важная «статья расхода» интеллекта животных — так называемый макиавеллиевский интеллект. Этологи сделали нарицательным имя итальянского мыслителя, политика и писателя XV-XVI вв. Николо Макиавелли, в своей книге «Государь» дающего советы молодому правителю, как манипулировать людьми. В этологии макиавеллизмом называют способность животных использовать своих сородичей как живые орудия. Предсказывать поведение доминантов и подчиненных, строить каверзы, вызывать гнев «правителя» и направлять его в нужное русло, в общем, плести интриги — все это, как оказалось, умеют не только приматы, но и вороны, и волки, и, возможно, не только они.

Общественная жизнь животных, эволюция и организация социума полна нерешенных проблем. Анализ закономерностей в этой области привел меня к такой «формуле счастья»: счастье — это когда совпадает когнитивная, социальная и поведенческая специализация. Иными словами, когда ты на своем месте и полностью реализован, что редко бывает, надо сказать, не только у людей, но и у животных. А можно, наверное, сказать: не только у животных, но и у людей. Недаром одна из центральных проблем, исследуемых в нашей лаборатории, — это изучение надорганизменных систем: группировок, семей, колоний. Наши исследования секретов общественной организации муравьев показали: несмотря на то, что эти насекомые нам не указ хотя бы потому, что они полностью лишены сексуальных эмоций (ведь рабочие особи не имеют возможности размножаться), оптимизация использования профессионального труда в муравейнике может оказаться для человека в чем-то и поучительной.

Комментарии: