Итоги-2016: Самые громкие стартапы уходящего года

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Итоги-2016: Самые громкие стартапы уходящего года

Prisma

Первую неделю после появления приложения Prisma его создатель Алексей Моисеенков отказывался давать интервью — за десять дней существования приложение получило миллион скачиваний в App Store, что побило темпы роста Instagram и MSQRD, в компании Prisma Labs работали всего четыре человека, серверы постоянно падали, и Моисеенков вручную круглосуточно латал дыры. Вскоре после запуска приложения он уволился из Mail.Ru, а холдинг инвестировал в стартап бывшего сотрудника. По данным РБК, совместно с XBT Holding и фондом Gagarin Capital Mail.Ru вложил в Prisma около $2 млн.

Перерисованные нейросетью фотографии разлетелись по всему миру — Prisma попала в тренд, ведь именно в этом году нейросети стали красной тряпкой для инвесторов. В 2016 году алгоритмы рисовали картины, придумывали стихи, писали музыку, и Prisma удалось попасть в воронку хайпа с предложением скормить искусственному интеллекту свои фотографии. Apple назвала Prisma приложением года, к тому же выводу пришли и в российском Google.

Безусловно, в этом году Prisma выстрелила, но сможет ли она пережить 2017 год, пока непонятно. В топ-чартах приложение долго не продержалось: в конце декабря, по данным App Annie, оно входит во вторую сотню популярных приложений только в российском App Store, в американском находится в третьей сотне, а в Google Play — и того ниже. Пока в Prisma Labs пытаются вернуть популярность с помощью новых фич. Например, в конце декабря появились функции социальной сети: теперь в приложении можно посмотреть снимки других пользователей неподалёку.

Ethereum

Создателя платформы на базе блокчейна Ethereum все зовут Виталик, чаще всего его называют «вундеркинд». Виталику Бутерину 22 года, и он создал главного конкурента биткоина. Технологии блокчейна в скором будущем могут устроить революцию во всех сферах нашей жизни, а Ethereum считается самой перспективной платформой.

Ради создания своей криптовалюты и блокчейн-платформы Виталик Бутерин, родившийся в Москве и выросший в США, бросил университет в 18 лет. Он мечтал дать программистам возможность создавать приложения на базе блокчейна и в 2014 году объявил сбор средств на разработку подобного инструмента. Краудфандинговая компания Ethereum стала одной из самых успешных в истории — она привлекла $18,5 млн за полтора месяца. Взамен Бутерин распределил между жертвователями около 60 млн эфиров — криптовалюты, используемой в Ethereum.

Платформа запустилась в середине 2015 года и уже через несколько месяцев привлекла внимание крупных корпораций вроде UBS, IBM и Microsoft, которые экспериментируют с разработкой систем на базе блокчейна (например, умных облигаций). В этом году технологией заинтересовалось правительство Великобритании и Банк Англии. На платформе Бутерина уже запущено более 300 стартапов. В России Ethereum стал основой для первой в стране сделки с использованием блокчейна — транзакции S7 через Альфа-банк.

Капитализация эфиров в 2016 году превысила $1,2 млрд. Сама организация Ethereum Foundation — некоммерческая, она зарабатывает с помощью краудфандинга и грантов. Виталик Бутерин больше думает не о предпринимательстве и деньгах, а том, как решить поставленные перед самим собой технологические задачи. Он говорит, что разработка Ethereum будет активно вестись минимум до 2020 года.

Giphy

Проиндексировать все гифки — почему бы и нет? За эту задачу принялись в 2012 году друзья Алекс Чанг и Джеймс Кук (впоследствии он покинул компанию). Они были удивлены, почему до сих пор не существует системы, которая помогла бы легко найти нужного котёнка или отрывок из фильма, и за год сумели сделать собственный проект. Через несколько часов после запуска на основателей Giphy посыпались предложения об инвестициях, а серверы были на грани падения.

На поиске Giphy не остановилась — компания хочет, чтобы с помощью её инструментов распространялись все гифки в мире. Например, она запустила сервис для укорачивания ссылок на гифки для Twitter и Facebook, сделала ботов для Slack, Telegram и других мессенджеров, открыто разместила своё API. Создание контента Giphy тоже частично взяла на себя — сотрудники компании нарезают гифки из фильмов и трансляций важных событий вроде Grammy, также компания выпустила приложение, позволяющее накладывать фильтры на гифки. Ещё Giphy занимается консалтингом, например объясняет, как эффективно использовать гифки в PR-кампании. К ним в офис заезжали даже члены предвыборного штаба Хиллари Клинтон. Недавно даже NASA завело аккаунт в Giphy.

В этом году Giphy привлекла $127 млн в двух раундах и была оценена в $600 млн. Впрочем, пока сервис почти не генерирует выручку, и в 2017 году ему пора бы начать зарабатывать.

Juno

В 2016 году у Uber выдался тяжёлый год: компания может достичь убытка в $3 млрд, в Китае она продала часть бизнеса местному конкуренту Didi, а в Нью-Йорке, помимо давнего соперника Lyft, столкнулась с новым противником — стартапом Juno. Его создали основатели Viber Тальмон Марко и Игорь Магазинник после того, как продали мессенджер за $900 млн.

Juno сделал ставку на человеческое отношение к водителям, часто жалующимся на Uber. Стартап выбрал водителей с самыми высокими рейтингами в системах вызова такси, вызвал их на специальную встречу, уговорил поставить Juno и начал платить по $50 в неделю только за то, что таксисты ездили с включённым приложением Juno по городу. Пассажиров у них ещё не было, а доход уже появился. Также основатели пообещали круглосуточную поддержку, комиссию всего в 10% (у Uber она может достигать 25–30%) и выпустили 25 млн акций для 9000 водителей — таксисты должны чувствовать себя настоящими хозяевами проекта. В мае сервис запустился в закрытом режиме, к этому времени он набрал уже 7500 водителей.

В августе Juno стал доступен всем жителям Нью-Йорка и вскоре набрал первый миллион поездок, к этому времени сервис сотрудничал уже с 13 000 водителей. Его стали называть самым быстрорастущим конкурентом Uber, который делает 1,5 млн поездок в неделю (у Lyft — 280 000, а у двухлетнего проекта Via — 200 000). К концу года Juno преодолел рубеж в 3 млн поездок и 20 000 водителей.

Ходят слухи, что для развития Juno привлёк $30 млн, но Тальмон Марко эту информацию не комментирует. В октябре стало известно, что компания ищет ещё $50 млн на борьбу с Uber. Лидер рынка уже заметил назойливого конкурента — недавно он пригрозил водителям, использующим Juno, увольнением.

Unikrn

В 2017 году фанатов киберспорта станет почти столько же, сколько любителей американского футбола, — это прогноз сервиса Unikrn, стартапа, создающего рынок ставок на онлайн-игры. Как уже рассказывал «Секрет», он был создан в конце 2014 года серийным предпринимателем Раулем Судом и его партнёром Карлом Флоресом. Суд давно занимался видеоиграми и уже делал похожий стартап раньше, но забросил его несколько лет назад. Интерес к играм ему вернул сын, который стал фанатом League of Legends. Суд ушёл из Microsoft, где тогда работал, и занялся выращиванием своего единорога.

В этом году Unikrn Arena — платформа для трансляций чемпионатов — преодолела рубеж в 4 млн уникальных пользователей в месяц, из которых 80 000 делают ставки. Правда, пока возможность пользоваться реальными деньгами доступна только пользователям из Великобритании и Австралии. Остальные играют на unikoins, виртуальную валюту, так как букмекерская деятельность во многих странах запрещена.

Объём рынка ставок на виртуальные игры к концу года должен составить $500 млн, и Unikrn точно урвал свой кусок. Суд уверен, что в ближайшие 5–15 лет киберспорт вытеснит реальный и Unikrn будет расти вместе с трендом.

Otto

Ещё одна связанная с Uber история успеха. Стартап Otto, разрабатывающий платформу для беспилотных грузовиков, был основан экс-сотрудниками Google в январе 2016 года. Среди них — Энтони Левандовский, один из создателей первого беспилотного автомобиля корпорации.

Уже в августе компания заявила, что скоро проведёт первые испытания, но раньше появилась другая громкая новость. Uber, начавший разработку автономных автомобилей в этом году, купил стартап за $680 млн по оценке Bloomberg. Причём бренд Otto не исчезнет: стартап останется независимой компанией, а не подразделением Uber, и им по-прежнему будет руководить Левандовский.

Первый рейс грузовик с системой Otto совершил в октябре — он перевёз 50 000 банок пива на расстояние 200 км. «Автономные машины — это секс, но автономные грузовики более практичны» — так описал перспективы стартапа Wired. Если съездить на автопилоте в гости удобно и интересно, то перевезти груз без участия людей — необходимо, ведь водителей-дальнобойщиков мало и их работа связана с высокими рисками. С ресурсами Uber Otto может стать одним из лидеров в этой области.

Juicero

В позапрошлом году трудоголики в Кремниевой долине вместо еды пили смесь Soylent, а в этом году у них появился новый продукт — соки от Juicero. Juicero — это и приложение для заказа продуктов, и производитель нового кухонного оборудования, и большая фабрика, и борец за здоровый образ жизни.

Работа над стартапом началась в 2012 году — тогда предприниматель Даг Эванс, продавший свою компанию Organic Avenue (магазины с веганской едой), задумался, где ему покупать свежевыжатый сок. Раньше он пил его прямо в своих магазинах, где работали промышленные соковыжималки, которые чистили сотрудники. Эванс решил создать систему, которая позволит получать такой же сок дома, но не тратить время на подготовку овощей и фруктов, чистку и мойку соковыжималки после использования. Ещё в период разработки компания привлекла почти $100 млн — впечатляюще для фаундера, у которого раньше не было опыта в технологических проектах.

Juicero запустился весной 2016 года. Компания предлагает купить за $699 своё устройство, похожее на кофемашину, которое делает сок. Ингредиенты для сока продаются за $4–10 в спрессованном виде в небольших пакетах — их готовит тоже Juicero. Пакеты можно заказать через приложение или подписаться на доставку. Каждый пакет имеет свой код, с помощью которого устройство для приготовления сока узнаёт, не кончился ли срок годности у продукта и не сделан ли он сторонней компанией. Если пакет — подделка или его содержимое испорчено, машина откажется готовить сок. Устройство Juicero делает напиток, идентичный по виду и составу с натуральным свежевыжатым соком, но без лишних усилий и мусора.

В этом году компания привлекла $118 млн (за всё время — $128 млн), и некоторые уже прочат ей судьбу Nespresso, которая произвела революцию в приготовлении домашнего кофе.

Комментарии: