Апофения: увидеть незримое и поверить в заговор

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-10-29 22:01

Психология

Апофения: увидеть незримое и поверить в заговор

Вспомните, давно ли в очертаниях какого-либо предмета вам виделся знакомый образ? Вот, например, из теней деревьев может запросто сложится страшный силуэт, а дверная ручка – и вовсе два глаза да нос. В общем, весьма зловещее лицо получается. И это вовсе не патология, а обычное явление нашего сознания, именуемое эффектом миража. Хотя, наверное, не такое уж и обычное, если до сих пор загадка не разгадана до конца. Итак, давайте немного глубже погрузимся в мир тайн сознания и разберёмся с эффектом миража, то есть апофенией.

Немецкий психиатр и невропатолог Клаус Конрад ввёл термин «апофения» в 1958 году. Изначально, это понятие описывало острую форму шизофрении. Страдающий ей человек видит связи и общие знаменатели между абсолютно противоположными событиями. Главное отличие от эпифании в том, что означает переживания по поводу мировой взаимосвязанности, апофения — ложное осознание. Психолог из Швейцарии Питер Брюггер упомянул этот термин на английском языке в сборнике, который называется «книга о призраках и полтергейстах».

Все предыдущие исследования позволили ему предполагать, что апофения является результатом существующей неполноценности человеческого познания, «распространяющаяся тенденция находить порядок в случайных формах», выявлять связи совершенно неоправданно, «заблуждение, принятое за откровение». В общении с журналистами профессор не предавал излюбленную формулировку: «Апофения — это тенденция подчиняться совпадениям, полным смысла».

Именно это явление объясняет всё то «паранормальное» или «чудесное», что люди якобы видят. На данный момент основная научная версия гласит, что явление связано со способностью мозга собирать, а потом проецировать накопленную информацию на окружающую среду. Именно благодаря апофении, на Марсе мы увидели человеческое лицо, а в шотландском озере Лох-несское чудовище.

Условно апофению можно разделить на два подвида - на ошибку первого и второго родов. Первый род обозначает ошибочную фактологическую модель: вера человека во что-то нереальное (НЛО, призраки и прочее). Ошибка второго рода заключается в соотнесении подлинных связей со случайными процессами.

В теории, ошибки первого рода могут стать ключевым спасительным звеном в экстремальных жизненных ситуациях. Человек, принимающий каждый шорох растительности за движение хищника, имеет в разы больше шансов выжить, чем наивный юнец, списывающий все звуки на обыкновенные проявления природы – ветер, дождь и прочее. Различные доктрины утверждают, что путанная сенсорная активность в отношении осмысления и смыслов трансформировала человеческий мозг в «аппарат верований» и «машину по распознаванию образов».

Как и о любом другом явлении, об эффекте миража нельзя судить однозначно. С одной стороны, всякого рода домыслы порождают излишние толки (теории заговора и прочие), а с другой – способность видеть улыбающееся лицо на диске луны или кошку в пышном облаке,- делает мир более красочным и полным разнообразия.

Ученые из KEY Institute for Brain-Mind Research в Цюрихе проанализировали предыдущие исследования, провели ряд экспериментов и пришли к следующему заключению - «гиперассоциативное познание», из-за которого и рождается вера в «магические и психические явления», а также порожденные им отклонения в мышлении — это уникальное проявление таланта и способностей к творчеству. А в доказательство приводили слова Леонардо да Винчи: «Посмотрите на стены, покрытые пятнами… намеренно воображая себе сюжеты, вы сможете разглядеть в пятнах пейзажи, украшенные горами, реками, скалами и деревьями. Вы ясно увидите линии просторных долин и всевозможных холмов… сражения, фигуры с оживленными жестами и странными лицами, одетые в удивительные одежды, — всю бесконечность вещей, формы которых вы сможете различить».

Также исследователи Швейцарии совместно с учеными Лондонских университетов выдвинули гипотезу о том, что существует связь между разнообразными формами проявления невролгического заболевания (шизофрении) и способностью устанавливать закономерности между случайными событиями. Сюда же можно отнести и особое умение находить смысл в совпадениях. Участников одного из экспериментов разделили на группы по их принадлежности к шизотипам.

Определяли этот параметр по шкале личностных склонностей к психозам. Добровольцы смотрели анимационные видеоролики, в которых две фигуры регулярно передвигались вдоль экранной диагонали. Участникам предложили поразмыслить над вопросом, существует ли закономерность между движением фигур. Сначала треугольники двигались в разных направлениях друг от друга, потом же, находясь рядом, перемещались по одной стороне. Люди, обладающие более устойчивыми показателями шизотипа, склонялись к положительному ответу. Далее, в исследовании приняли участие люди более предрасположенные к психозам. Они «чувствовали» у треугольников «способность к мышлению». И это несмотря на то, что фигуры сумбурно передвигались по монитору. Испытуемые были уверенны, что одна из фигур преследовала вторую. Когда опросили людей с параноидальной шизофренией, то выяснилось, что, по их мнению, треугольники врут друг другу. Так, как это делают участники различных заговоров.

«Частенько апофению приравнивают к различного рода галлюцинациям, словно она относится только к области чувств. Но смысл порождается множеством сенсорных и когнитивных процессов», - таковы доводы исследователей Цюрихского университета.

Группа ученых Цюрихского университета проводила многочисленные сканирования головного мозга. По результатам можно сделать вывод, что причина апофении -избыточная активность правого полушария. Связь нейронов в нем отвечает за лингвистические метафоры и ассоциации, сохраняя знания в более свободной форме, чем нейроны, принадлежащие левому полушарию. Во время того, когда определенное суждение вспыхивает в правом полушарии, в сознании возникает схожее или связанное с ним понятие, благодаря чему и рождается иллюзия осмысленной связи.

Несколько лет назад П. Брюггер возглавил исследование, суть которого была в наблюдении вспышек случайных точек. Смысл заключался именно в том, чтобы оба полушария центрального органа нервной системы воспринимали сигнал. То есть, изображение должно попасть в поле зрения с обеих сторон. Вспыхнувшая точка, увиденная справа, чаще была воспринята как схема или рисунок, а «левополушарная» группа лицезрела хаос и анархию. А еще выяснили, что высокий уровень дофамина- это один из атрибутов эффекта миража.

Подводя итог, можно сказать, что апофения, или эффект миража, - это укорененный признак сознания, являющийся основой определённых адаптивных способностей. Уникальность его заключается в умении вознаградить нас не только полетами воображения, но и опрокинуть в бездну паранойи и недоверия.


Источник: earth-chronicles.ru

Комментарии: