Густав Лебон был плодовитым и эклектичным социологом конца XIX начала XX веков

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-06-08 00:00

Психология

Густав Лебон был плодовитым и эклектичным социологом конца XIX начала XX веков. Его наиболее известным трудом стала книга «Психология народов и масс». Кроме того, он опубликовал работы по археологии, антропологии и физике, а также комплексное исследование под названием «Современное искусство верховой езды и его принципы. Экспериментальные исследования». Третий том, полностью пересмотренный в 1895 году, был замечателен тем, что помимо 47 рисунков в него был включен атлас из 178 «кинематографический фотографий», демонстрирующих, как меняется скорость и положение одной и той же лошади в ответ на изменения баланса всадника . Эта работа также содержала главу о «ментальной конституции» лошади, которой особенно восхищался лейтенант-полковник Анри Блак-Белер, имевший звание Ecuyer en chef Кавалерийской школы в Сомюре, написавший предисловие к 4-му изданию . «Ваши главы, посвящённые ментальной конституции лошади и «Физиологические основы выездки» (Психологические основы выездки) являются шедеврами, и тот, кто их не читал и не усвоил предписываемые ими правила, не сможет достичь высот в верховой езде». Ле Бон в частности отмечал: «Существенной особенностью психологии лошади является память. Не будучи очень умной, лошадь, похоже, обладает репрезентативной памятью, которая намного превосходит человеческую». Более того, «навыки и персональные качества у лошадей заметно различаются, равно как и степень разумности. Можно найти достаточно примеров как весьма высокого интеллекта, особенно среди чистокровных лошадей, так и очень ограниченного» .

Как ни странно, тема внутривидовой вариабельности между особями, которая уходит корнями в дарвиновскую теорию, долгое время не возбуждала интереса у специалистов. На самом деле она возникла вновь лишь в последние десятилетия, более или менее выйдя за рамки бихевиоризма, главной забота которого была общая теория обучения независимо от вида. Кроме того, вариабельность не подпитывала сторонников объективистской школы этологии, чьи исследования фокусировались на поведении конкретного вида. Исследования, которые отражают важность вариабельности, включают работы Саппингтона и Голдмана . Эти труды, к которым мы вернемся в следующей главе, демонстрируют различные когнитивные способности лошадей, перед которыми ставились достаточно сложные обучающие задачи на различение, а также описывают целый ряд исследований, посвященных вариабельности, степени, определяющим факторам и влиянию темперамента (или личности) у лошадей .

У нас есть отдельные рассказы, например, принадлежащие перу кавалерийского офицера подполковника Абеля (1981), который утверждал, что «он был окружён лошадьми с детства, воспитал десятки, и видел сотни обученных лошадей». Абель видел в индивидуальной вариабельности лошадей проявление интеллекта, выражаясь типичным нелепым образом: «Люди любят говорить, что лошади не умны. Не то, чтобы они вообще были лишены интеллекта, но считается, что они не такие умные, по сравнению с обезьянами или собаками. Мы могли бы сказать то же самое о студенте, который раз за разом проваливает экзамены. Однако лошади умны, и доказательством тому служит тот факт, что среди них попадаются глупые» .

Спустя несколько десятилетий после Ле Бона самозванный «физиолог и ипполог» Жан де Голдфим поддержал это поразительное мнение, хотя и по другим причинам. В своем трактате об иппологии, в главе, посвященный психологии лошади, он заявил: «Мои эксперименты с ЭМГ записями (электроэнцефалограмма коры головного мозга, ЭМГ эмоций) показывают, что лошадиные обладают интеллектом, сопоставимым с интеллектом нормального ребенка трех лет» . И далее он повторил: «Мои наблюдения и эксперименты с электрофизиологическими записями головного мозга и других внутренних органов позволили мне продемонстрировать в академиях, научных обществах и на конференциях, что нормальный взрослый конь обладает интеллектом равным интеллекту трехлетнего человеческого ребенка»! Хотя читателю трудно понять, что автор подразумевает под интеллектом трехлетнего ребенка, прием «сравнения» лошади с человеком не является редкостью. Например, Поль Виалар (который не претендовал на звание ученого) в своей книге «Cheval, mon bel ami» (1982) как с большей сдержанностью, так и более амбициозно писал: «Относительно уровня их интеллекта: он сравним со многими людьми, которые смышлёны, но не более» . Это утверждение возвращает нас к ранее широко распространенному заблуждению об универсальном уровне интеллекта, равно применимого ко всем видам животных! Я еще вернусь к этому вопросу.

Комментарии: