Истерик с точки зрения психоанализа

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-02-09 12:19

Психология

Истерик с точки зрения психоанализа.

Л.С. Выготский писал, что психические феномены невозможно понять, когда они уже сформированы. Их сущность можно понять только проанализировав то, как они формировались в процессе развития, проследив их в онтогенезе.

Чтобы понять процесс развития личности важно вычленить единицу развития личности (психическое вообще следует познавать по единицам, отражающим свойства целого, а не по элементам. Так же как невозможно понять свойства воды анализируя отдельно взятые её элементы – водород и кислород). Такой единицей развития личности выступает КЛЮЧЕВОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ. Именно оно направляет вектор развития остальных новообразований личности.

Напомню, что согласно представлениям Фрейда, развитие ребенка формируется вокруг энергии либидо, которая последовательно фиксируется на различных эрогенных зонах тела (при этом Фрейд понимал либидо очень широко и отмечал, что между детской сексуальностью и взрослой нельзя ставить знак равенства, они качественно различны). Итак, основа личности формируется в течение первых пяти лет жизни, проходя последовательно пять стадий психосексуального развития: оральную (до 1 года), анальную (2-3 года), Эдипову стадию (5-6 лет), Фаллическую стадию, затем латентный период (когда сексуальная энергия как бы спит), генитальную 10-11 лет (начало подросткового возраста).

При определенных обстоятельствах ребенок может быть фиксирован на одной из стадий (и соответствующих ключевых переживаниях). И соответственно направляя вектор развития и тип личности. Так Фрейд полуметафорично определял типы личности и в терминах фиксаций на стадиях психосексуального развития. (Так эпилептоидным личностям, например, он приписывал «анальный характер», так как в своей циклической разрядке негатива и накопившейся агрессии они формально действует как сфинктер – накапливая и выпуская свою агрессию и дисфорию на окружающих).

Эдипов комплекс – ключевой постулат в теории классического психоанализа. Согласно идее Фрейда, пройдя первые две стадии развития ребенок обнаруживает что энергию либидо нужно направить на внешний объект. Этим объектом у мальчика становится мать. Но в силу того, что это место уже занято его отцом – фигурой более сильной и значительной чем, он сам, то мальчик испытывает амбивалентное чувство к отцу – страх перед ним и в то же время убить его как конкурента. Чтобы справиться с этим страхом в психике ребенка запускается особый защитный механизм, который называется «идентификация с агрессором). Так и происходит внутренняя идентификация ребенка с отцом, и в целом с мужчиной. Идентифицируя себя с отцом, он как бы преодолевает страх перед объектом пугающим его (отцом),потому что ребенок в своей фантазии как бы становится таким же большим как его отец. Это называется преодоление Эдипова комплекса. В некоторых случаях его может не произойти, тогда гендерная идентичность мальчика остается неопределенной, диффузной, размытой. Естественно, все эти процессы не осознаются ребенком, а сопровождаются тревогой и вытесняются в бессознательное, откуда и ведут свою партизанскую войну в дальнейшем, натягивая пружины внутренних напряжений в психике.

Симметричный процесс у девочек называется «комплекс Электры».

Истерическая личность.

Как же формируется истерическая психология?

При истерии происходит двойная фиксация на оральной и эдиповой фазе. Если упрощенно и формально описать ключевые переживания такого ребенка, то получится следующее: чувствительная и голодная маленькая девочка в младенчестве очень нуждается в особо отзывчивой материнской заботе. Поскольку матери не удается дать это ребенку в нужной мере, она разочаровывается в своей матери, которая не дает ей стать достаточно уверенной, сытой и довольной. Когда возраст подходит к эдипальной фазе она внутренне отделяется (сепарируется) от матери путем её обесценивания. Она обращает свою интенсивную любовь по направлению к отцу, особенно волнующему её объекту, потому что её неудовлетворенные оральные потребности в сочетании с генитальными интересами ещё больше усиливают эдипальную динамику. Но как она может достичь нормального разрешения эдипова конфликта, если она обесценивает свою мать. Она одновременно нуждается в ней и обесценивает её. Она не может полноценно идентифицировать себя со значимым идеальным объектом, который сама же и обесценила. Эта дилемма и запирает её на эдиповом уровне!

Как результат этой фиксации, когда девочка вырастает, продолжает рассматривать мужчин как сильных и возбуждающих, а женщин вокруг себя как слабых и незначительных. Происходит как бы генерализация этого паттерна на всех и он становится привычен в отношениях с людьми.

Поскольку она рассматривает власть как сугубо мужской атрибут, она ищет мужчин, но также большей частью бессознательно – ненавидит и завидует им. Она пытается повысить чувство собственной адекватности и самооценки привязываясь к мужчинам, и все же тонко наказывает их за их предполагаемое превосходство. Важной характеристикой истерической личности, которая многим бросается в глаза – является сексуально соблазняющее поведение истерических лиц. У неопытного обывателя создается ощущение глубокой сексуальности и страстности этих людей. Однако сексуальность истерических лиц – поверхностна и обманчива и вот почему. Истерически сложенная девушка использует свою сексуальность как единственный вид власти, который как она думает может себе позволить. Поэтому происходит идеализация «женских уловок», стратегий субъективно «слабого» - с целью получить доступ к мужской силе. Поскольку секс она использует с защитной целью, а не экспрессивной, и поскольку она боится мужчин и злоупотребления властью, она не наслаждается полностью сексуальной близостью с ними, что приводит к недостатку отзывчивости при сексе и даже аноргазмии.

В связи со всем вышесказанным, в эмоциональной сфере истерические люди выделяются своим высоким уровнем тревоги и уязвимостью к чувству стыда и вины. Их очень легко у них вызвать, даже если они его не показывают внешне. Их часто описывают как обладателей «поверхностного аффекта», но на самом деле они борются с интенсивными эмоциями, которые их ужасают, против которых они выстраивают характерные защиты.

Одним из центральных защитных механизмов, формирующих истерическую личность является гипертрофированный механизм вытеснения. Механизм вытеснения работает у них, чтобы удалять из сознания постоянно формирующееся чувство тревоги, поскольку тревожность невыносима. Но как говорится, с водой незаметили, как выплеснули ребенка. И вместе с вытеснением в бессознательное тревоги вытесняется и часть так называемой «Я-концепции» (представлений о самом себе), ответов на вопрос «какой Я»? В силу этого истерические личности нуждаются в постоянном самоподтверждении. Своим вычурным демонстративным поведением они как бы постоянно бросают окружающим вопрос: «а правда я красивый», «а правда я хороший», а как я вам?», а вообще я какой?». Все новые части представлений о себе попадают под маховик вытеснения, что побуждает их снова и снова вести себя демонстративно. Они терпеть не могут невнимание к себе, стремятся нарушить и сломать вокруг себя определенные правила, ограничивающие их экспрессию.

При глубоком вытеснении либидозной энергии в бессознательное (из-за чувства вины, греховности итд) могут возникнуть психосоматические расстройства, «конверсии на орган»: истерические параличи, истерическая слепота, «перчаточный паралич» (паралич кисти руки из-за вины по поводу мастурбации, в наше время почти не встречается) и многое другое.

Истеричные люди – энергичны, гиперсензитивны (в этом они похожи на шизоидов, но только те удаляются от общества, а истерики – наоборот втыкаются в него, социофильны). Очень чувствительны к оценке окружающими.

Конституционально это люди с образным мышлением, с доминирующим правым полушарием, что позже подтвердили исследования на фМРТ.

Защитные и адаптационные процессы при истерии:

Вытеснение – не единственный защитный механизм в мышлении, типично используемый этим типом личности. Они также используют сексуализацию (преобразование любых болезненных и неприятных стимулов в сексуально окрашенные) и регрессию (возвращение к стадиям детского поведения).

Регрессию они могут использовать в случае страха и опасности, когда запускают детское поведение, так как все же агрессия к ребенку в большинстве культур неприемлема и гасится. Однако делают свое детское поведение очаровательным для окружающих.

Истерически сложенным людям свойственно приближаться к тому, чего они бессознательно боятся. Они приближают к себе объект страха, пытаясь его соблазнять, и тем самым справиться со своей фобией. Самая настойчивая характеристика стиля их поведения – тревога. Которую они постоянно пытаются преодолеть, отождествляя себя с какими-то внушающими трепет и величие объектами, что заметно в их внешнем поведении: роковая женщина, король-победитель итд. Они склонны сочинять легенду о своем происхождении, в которой все преувеличено в их пользу, говорить ложь. Самооценка истерических личностей часто зависит от неоднократного достижения ощущения, что они обладают той же властью и статусом, как и люди, которых они в глубине души боятся. Эта идея присутствует в психологии поклонниц поп-звезд, политиков и даже осужденных серийных убийц, которым поклонницы как ни странно пишут любовные письма. Феномен милых, добрых,любящих женщин, влюбляющихся в агрессивных деструктивных мужчин типичен для многих представителей этого типа (включая истерически организованных гомосексуалов). Иногда истерические личности используя бессознательно механизм инверсии начинают усиленно заботиться о детях и слабых людях, на самом деле желая защитить своего внутреннего полного тревог ребенка.

Истерическое чувство Я – чувство маленького ребенка, испуганного, несовершенного, который справляется как может в мире, где доминируют властные и чуждые другие. Их усилия по управлению окружающими направлены на достижение островка уверенности в пугающем мире.

Поскольку истеричные гетеросексуальные женщины и мужчины гомосексуалы с истерической динамикой чувствуют, что единственным источников их влияния является сексуальность – они подвержены гипертрофированному страху старения, и могут испытывать депрессию и внутренний кризис с возрастом.

Психотерапия и психотерапевтические следствия истерических пациентов невротического и психотического спектра – тема отдельного разговора. Здесь мы лишь приблизили для анализа внутренние процессы психики такого типа личности.

Мы рассмотрели вкраце психодинамическую концепцию истерического типа личности, концепцию глубинной психологии. Существуют и другие точки зрения и теории происхождения истерической конституции. В бихевиоризме, например, это гиперопека и потакание капризам ребенка, центрирование его в семье, воспитание по типу «кумир семьи», что со временем закрепляется в характере, или жен наоборот реальный дифицит внимания со стороны родителей, который ребенок стараясь восполнить приобрел как устойчивый паттерн поведения. Или же как подражание истерически-сложенному значимому взрослому.

Комментарии: