ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Психология личности (англ. personality psychology) - раздел психологии, посвященный изучению личности, как отдельных ее характеристик, так их совокупности и связей между ними.

Личность (англ. personality) - это:

- человек как носитель сознания (К.К. Платонов);

- общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев);

- "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения";

- "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский);

- "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением";

- "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых).

Психические свойства личности - динамический и органический набор индивидуально-психологических особенностей (характеристик) человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства личности характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности, влияя на ожидания, самовосприятие, ценности и взгляды, и обусловливая реакции на других людей, проблемы и стресс.

Олпорт (1897 - 1967) описал два основных подхода к изучению личности:

- номотетический (от лат. norma - образец) - ориентирован на поиск общих законов, справедливых для многих различных людей (например, принцип самореализации), предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой;

- идиографический (от греч. описывать особенности) - ориентирован на распознавание, описание и понимание индивидуальных особенностей и уникальных аспектов конкретного человека.

На рис. 1 показаны различные модели динамической структуры личности, разработанные отечественными психологами.

Психические свойства личности:

1. Темперамент,

2. Характер,

3. Способности,

4. Направленность личности

1. Темперамент (от лат. temperamentum - соразмерность, надлежащее соотношение частей) - генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.

Свойства темперамента:

- сензитивность или чувствительность - способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;

- активность - степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;

- реактивность - степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы, проявляется в темпе, силе и форме реакции;

- темп психических реакций - скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;

- пластичность - способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;

- ригидность - инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;

- эмоциональная возбудимость - время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;

- экстраверсия - преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;

- интроверсия - направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства.

2. Характер (от греч. черта, признак, особенность) - это:

- иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения;

- "совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими" [5, С.203].

Акцентуация характера (англ. character accentuation, от лат. accentus - ударение) - яркое доминирование некоторых черт характера (или их сочетаний) над другими, находящееся в пределах нормы психического здоровья.

На рис. 2 показаны свойства и выразительные внешние признаки, отражающие характер личности, приведены две классификации черт характера, а также некоторые распространенные акцентуации характера, не являющие клинической патологией.

Свойства характера:

- определенный - характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт;

- неопределенный - характер, в котором доминирующие черты отсутствуют или выражены очень слабо;

- цельный - характер, в котором отсутствуют противоречия между отдельными чертами;

противоречивый - характер, отдельные черты которого не согласованны и конфликтуют между собой;

- сильный - характер с высоким уровнем развития волевых черт;

- слабый - характер с низким уровнем развития волевых черт.

3. Способности (англ. aptitude, abilities, capabilities) - это:

- "индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности" (Б.М. Теплов, Цит. по [3, С. 527]);

- "свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии освоения и реализации деятельности" (В.Д. Шадриков, [12 С.74]).

Способности могут быть физическими или ментальными, они являются составной частью компетентности в выполнении определенного вида работы на определенном уровне. На рис. 3 представлены классификации способностей личности по шести основаниям.

Общие способности в норме имеются у большинства людей данной возрастной категории и в той или иной мере задействованы во всех видах деятельности. Специальные способности не являются широко распространенными, они обнаруживаются в отдельных специальных областях деятельности, позволяя достичь высоких результатов.

Способности имеют свои сензитивные периоды развития - ограниченные промежутки времени (возрастные интервалы), в течение которых организм наиболее чувствителен к специфическим влияниям, это оптимальные периоды для эффективного развития психических функций.

Факторы, определяющие развитие способностей:

- характер деятельности;

- внешняя среда;

- внутренняя среда;

- возможность компенсации.

Показатели наличия способностей у человека:

- склонность к занятиям данной деятельностью;

- скорость продвижения в овладении способов и приемов деятельности;

- уровень достижений (качественный, количественный);

- цена успехов.

Уровни развития способностей:

а) задатки (англ. inclinations) - врожденные анатомо-физиологические особенности человека (типологические свойства нервной системы, особенности строения сенсорных систем, а также отдельных зон коры больших полушарий головного мозга), составляющие основу формирования и развития тех или иных способностей. Задатки многозначны, неспецифичны к конкретным содержанию и формам деятельности; на основе одних и тех же задатков могут сформироваться и развиться различные способности.

б) склонность (англ. disposition) - позитивное, внутренне мотивированное отношение, естественная предрасположенность, интерес, влечение к какому-либо виду деятельности.

в) общая одаренность (англ. general aptitude, general giftedness) - синоним общих способностей, определяющих возможность достижения человеком более высоких (по сравнению с условным средним уровнем) результатов в некотором диапазоне деятельностей; является основой развития специальных способностей.

Выделяют следующие виды одаренности:

- по особенностям возрастного развития - ранняя / поздняя;

- по форме проявления - явная / скрытая,

- по степени сформированности одаренности - актуальная / потенциальная.

г) талант (англ. talent) - высокий уровень развития способностей и их сочетаний (чаще - специальных), проявляющийся в творческих видах деятельности и обеспечивающих достижение выдающихся результатов в определенной деятельности.

д) гениальность (от лат. genius - дух) - высочайшая степень одаренности личности, воплощающаяся в творчестве, которое имеет историческую значимость для жизни всего общества.

4. Направленность личности - термин отечественных психологов, обозначающий индивидуальную систему устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность. Направленность личности характеризуется следующими качествами:

- уровнем,

- широтой,

- интенсивностью,

- устойчивостью,

- действенностью.

Мотив (от лат. moveo - двигаю; англ. incentive) - это:

- материальный или идеальный "предмет", а также психический образ данного предмета, вызывающий и направляющий деятельность для удовлетворения определенных потребностей субъекта (внешний мотив);

- "внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения" человека, побуждающая к деятельности и придающая ей осмысленность (М.В. Гамезо [5, С. 173] (внутренний мотив).

Мотивация (англ. motivation) - процесс образования, формирования мотивов, а также "движущая сила", характеристика процесса, который вызывает, стимулирует, управляет и поддерживает на определенном уровне ориентированную на цель поведенческую активность.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность (англ. needs) - "состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности" (С.Д. Смирнов, [11, С.98]). Неопредмеченная потребность побуждает и направляет поисковую активность, направленную на идентификацию предмета потребности. Опредмеченная потребность становится мотивом.

Деятельность побуждается сложным сочетанием мотивов, из которых некоторые мотивы являются ведущими, выполняющими функции смыслообразования, и подчиненные (мотивы-стимулы), которые реализуют стимулирующие функции.

Уровни потребностей человека:

- биологические и физиологические потребности - базовые потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания организма; это потребности в воздухе, пище, воде, сне, сексе, жилье и т.д.;

- потребности в безопасности - выступают на первый план после удовлетворения потребностей первого уровня; это потребности защиты в критических ситуациях, безопасности, порядка, закона, стабильности;

- потребности в принадлежности и любви - после удовлетворения потребностей первого и второго уровня, у человека ведущими становятся социальные потребности; это потребности в семье, любви, отношениях с другими людьми;

- потребности в уважении - достижение независимости, некоторого статуса, успеха, признания;

когнитивные потребности - на этом уровне развития потребностей человек чувствует необходимость расширения границ своего познания окружающей действительности и преследует цели увеличения своих знаний о мире и получения нового опыта; это потребности в новых знаниях и смыслах;

- эстетические потребности - на данном уровне развития потребностей у человека возникает тяга к обновлению себя как личности посредством приобщения к красоте, природе, искусству, музыке и другим эстетически красивым вещам, которые может предложить мир; это приводит к развитию чувства прекрасного, близости и единения с природой, гармонии;

- потребности в самореализации (в русскоязычной литературе используется перевод как "потребности в самоактуализации") - потребности в реализации личностного потенциала, самореализации, поиск точек личного роста;

- трансцендентные потребности - достигнув самореализации, у человека возникает желание помочь самореализации других; поступая таким образом, личность выходит за границы сознания обычного человека и начинает воспринимать окружающий на мир на другом уровне бытия.

Источники:

http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16760

http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16760?page=2



Источник: www.intuit.ru

Комментарии: