Как устроен эмоциональный интеллект

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2016-01-24 21:47

Психология

Как устроен эмоциональный интеллект.

Принципы эмоционального интеллекта (ЭИ) связаны с такими характеристиками, как эмпатия, осведомленность, равновесие, ответственность.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Мейера, Сэловея и Карузо эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. мЭмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.

Принципы эмоционального интеллекта (ЭИ) связаны с такими характеристиками, как эмпатия, осведомленность, равновесие, ответственность.

Эмпатия.

Эмпатия является ключевой эмоциональной способностью. Переживать эмпатические реакции означает идентифицировать себя с чувствами другого человека и таким образом сопереживать или сочувствовать ему. Эмпатия проявляется в распознавании эмоций, чуткости, понимании и проявлении эмпатических переживаний. Как показывают исследования, с повышением уровня эмпатии улучшается способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете и абстрактных изображениях. Развитие эмпатических реакций связано с повышением эмоциональной грамотности, помогающей человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними.

Осведомленность.

Чтобы поддерживать эмоциональное равновесие, или, говоря обычным языком, чувствовать себя счастливым, нужно быть компетентным в собственных чувствах. Для этого необходимо уметь отличать их оттенки и нюансы, различать продуктивные и непродуктивные чувства — все это следует делать в «реальном формате», т. е. именно тогда, когда они переживаются. В ходе индивидуального развития человек формирует собственный «словарь» эмоциональных состояний, учится выражать не только переживания, но и их интенсивность, овладевает пониманием своих переживаний и эмоциональных состояний других людей.

Равновесие. Опыт эмоциональной жизни человека сохраняется в подкорковых отделах мозга, т. е. в так называемом висцеральном мозге. Новая кора как рациональный мозг анализирует и оценивает ситуации, определяет возможность риска или получения награды. Основной принцип теории ЭИ состоит в том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом способны уравновешивать функционирование двух областей мозга, взаимодействующих между собой.

Ответственность.

Человек с высоким уровнем ЭИ отвечает за собственное благополучие. Эмоции побуждают его к определенному выбору, который влечет за собой те или иные действия, то или иное поведение. Принятие решения — это ответственность за свои действия. Индивид действует ответственно, если он не приносит вреда ни себе, ни другим, контролирует собственные оценки, мысли, регулирует эмоции, принимает ответственность за возможность счастья и не винит других в своих несчастьях, устанавливает безопасные для себя границы совместного существования, распознает свои эмоции и эмоции других, а также честно и открыто взаимодействует со своими чувствами.

В соответствии с этими представлениями эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях.

Интегративный подход К. Изарда

Ключевым моментом интегративной модели эмоционального интеллекта является соединение нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта. В частности Тест эмоциональных знании Изарда предлагает испытуемым связать эмоции с ситуациями (например, печаль — «твой лучший друг уезжает») и идентифицировать эмоции в мимике. Это позволяет определить интеративный показатель ЭИ, который фокусируется на восприятии и понимании эмоций. Тест Изарда позволяет измерить эмоциональный интеллект у детей от 3–4 лет. Однако автор теста временами предпочитает говорить об эмоциональных знаниях в противоположность эмоциональному интеллекту.

Мейер, Сэловей и Карузо отмечают, что в психологии часто идет речь о континууме «способности — знания». С одной стороны этого континуума расположены способности к рассуждению и обучению, с другой — знания, т. е. то, чему человек действительно научился. Когда мы оцениваем уровень интеллекта, то нам трудно отделить его от знаний. Тесты интеллекта делают акцент на широте кругозора и темпе усвоения знаний, так же как на способности решать проблемы. Тогда как тесты знаний оценивают приобретенные знания.

Модель Д. Гоулмана

Согласно Гоулману структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:

• идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

• управление эмоциональными состояниями — контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

• способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

• способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;

• способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их. Структура эмоционального интеллекта Гоулмана иерархична.

Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими.

В то же время один из аспектов управления эмоциями — способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращенные к другим людям, обусловливают четвертую: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем ученый доработал структуру. В настоящее время она включает в себя четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причем применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается. Так, автор рекомендует преподавателям развивать следующие способности:

• понимание собственных эмоций (узнавание собственных эмоций, понимание источников чувств, осознание различий между чувствами и действиями);

• контроль собственных эмоций (терпимость к фрустрирующим событиям, управление гневом, избегание оскорблений и унижений, выражение гнева без эмоциональных вспышек, избегание внутренней и внешней агрессии; наличие позитивных чувств по отношению к себе, школе, семье; управление стрессом, преодоление одиночества и социальной тревожности);

• самомотивация (ответственность, сфокусированность на задаче, неимпульсивное поведение и т. д.);

• понимание эмоций других (эмпатия, понимание перспектив других, умение слушать);

• социальные умения (понимание других, компетентное разрешение конфликтов, решение межличностных проблем, компетентная коммуникация, способность быть популярным, открытым, дружественным, вовлеченным и т. д.).

В развитии эмоционального интеллекта лидеров Гоулман признает важными следующие его составляющие и связанные с ними навыки:

1. Личностные навыки:

• Самосознание:

o Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.

o Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.

o Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.

• Самоконтроль

o Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.

o Открытость: проявление честности и прямоты: надежность. Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.

o Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.

o Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.

o Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

2. Социальные навыки:

• Социальная чуткость:

o Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.

o Деловая осведомленность: пони мание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.

o Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей.

• Управление отношениями.

o Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.

o Влияние: владение рядом тактик убеждения.

o Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.

o Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.

o Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.

o Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.

o Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

Источник: http://hr-portal.ru/article/kak-ustroen-emocionalnyy-intellekt-emocii-vo-blago


Источник: hr-portal.ru

Комментарии: